В основе конфликта между Эр-Риядом и Тегераном - нефтяной, а не религиозный фактор

13 янв. 2016 г. в 09:04
912
 

Противоречия между Ираном и Саудовской Аравией достигли апогея в начале этого года, когда Эр-Рияд объявил о казни 47 человек, осужденных за "терроризм или подстрекательство к нему". Среди казненных были в основном шииты, включая проповедника Нимра ан-Нимра. Шейх Нимр ан-Нимр находился в заключении четыре года, но был казнен именно сейчас. Советник заместителя председателя Совета Федерации РФ  Андрей Бакланов в эти дни внимательно смотрел телевидение Саудовской Аравии и пришел к следующим выводам: "СМИ приводили большое количество выдержек из выступления Нимра, выступали люди, которые участвовали в этом длительном процессе. Конечно, проповедники в таких выражениях выступать не должны. Они должны проповедовать вещи, ведущие к разрешению противоречий, к выходу из ситуации, а здесь содержался жесткий, прямой призыв вплоть до насильственных действий".

Бакланов думает, что религиозным деятелям стоит найти разумный, сбалансированный подход к политическим вопросам: "Провоцирующие действия налицо. Такие крайние действия как казнь вызывают отторжение. С другой стороны, вызывает отторжение и подобного рода поведение".

По мнению эксперта, России, прежде чем предлагать посредническую помощь в разрешении конфликта между Тегераном и Эр-Риядом, надо разобраться в том, какая у кого правда и какие третьи страны заинтересованы в усугублении конфликта между Саудовской Аравией и Ираном. 

"Западная печать и телевидение проводят тезис, что идет региональное соперничество между двумя наиболее крупными державами в регионе за особое положение. На кой черт каждой этой стране такое «особое положение в регионе». Начнем с Ирана. В каком регионе они должны бороться за такое монопольное положение? В регионе, где располагается Израиль и окружающие суннитские государства? Это невозможно, и Тегеран так вопрос не ставит. То же самое в отношении Саудовской Аравии. Она рассчитывает на «особое положение» среди исламских государств - у них две святыни ислама и так далее. Но с точки зрения борьбы за гегемонию в регионе этого недостаточно", - полагает Бакланов.

По его славам, сейчас сложилось два центра силы на рынке энергоносителей: "Один центр силы располагается на рынках США и Великобритании, это такая темная лошадка, но, по оценке министра нефти Саудовской Аравии, одного из крупнейших специалистов в мире, 40-45% от реального  ценообразования - дело рук людей, которые находятся очень далеко от центров добычи нефти на Ближнем Востоке. Другой центр силы - нефтедобывающие страны, которым тоже  принадлежит 40-45% ценовой игры. В результате конфликта между Саудовской Аравией и Ираном, между двумя крупными центрами, ОПЕК и центрами, где добывается нефть, возникают противоречия, вбивается клин. Западный центр усиливает свое воздействие, а ОПЕКовский центр снижает свое гипотетическое воздействие. Это выгодно крупным силам на Западе".