Способна ли ООН разрешать кризисы

14 сент. 2017 г. в 12:33
986
 
Способна ли ООН разрешать кризисы

В ООН открылась я 72-я сессия Генеральной ассамблеи − главного совещательного органа всемирной организации. В течение двух недель в Нью-Йорке будет проходить общеполитическая дискуссия высокого уровня, в которой примут участие главы государств, правительств и внешнеполитических ведомств. Одновременно в штаб-квартире ООН будут проходить тематические заседания и двусторонние встречи.
О том, какую роль играет ООН в урегулировании ситуации в кризисных регионах, рассуждают российские эксперты.

″ООН можно уподобить госпиталю, где пациентом является система мировой политики. Генеральная ассамблея в этом госпитале выполняет функцию врачебного консилиума, когда собираются эксперты, главы государств, министры и пытаются ставить диагноз - что происходит, в чем проблема, где основные болезни, как их лечить. А Совет безопасности ООН - бригада хирургов, которая собственно и ведет операции. К сожалению, в последние годы мы сталкиваемся с тем, что и этот врачебный консилиум не может прийти к единому диагнозу, есть очень разные точки зрения на то, почему у нас снижается управляемость в мировой политике, почему мы не можем справиться с кризисами, куда дело идет дальше. Хирургическая бригада в лице Совбеза не подходит к операционному столу, поскольку нет согласия относительно того, что надо лечить и как надо лечить″, - говорит Андрей Кортунов, генеральный директор Российского совета по международным делам.

По его мнению, чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, Россия проводит работу по представлению своих точек зрения на многие проблемы современного мира. ″Есть и другие предложения, в частности тот же президент Трамп сейчас высказывает довольно радикальные суждения о реформе ООН, но наши взгляды на то, куда идет мир, они сейчас в последние годы приобретают больше резонанса, чем раньше″.

Говоря о том, каких результатов можно ожидать от встречи глав МИД РФ Сергея Лаврова и госсекретаря США Рекса Тиллерсона на полях Генассамблеи, Кортунов заявил: ″Есть целый ряд вопросов, которые требуют обсуждения. Самый очевидный - как прекратить эту спираль политико-дипломатической конфронтации, когда идет прогрессирующее сокращение каналов взаимодействия, закрытие дипломатических объектов, сокращение числа дипломатов, которые работают в России и в США.

Есть вопрос взаимодействия России и Соединенных Штатов в Сирии. Сейчас идут боевые операции по освобождению целого ряда населенных пунктов в Сирии, где российские ВКС буквально соприкасаются с силами американской коалиции. Как перейти от ситуативного сотрудничества к сотрудничеству стратегическому?

Последние предложения РФ по использованию международных миротворческих сил на территории восточной Украины – еще одна тема для разговора. Американские государственные деятели уже отметили, что это интересное предложение, которое следует обсудить.

Другой темой будет Северная Корея, поскольку кризис не разрешен и возможно его дальнейшее обострение, к сожалению. Вопрос в том, насколько администрация Трампа, учитывая проблемы внутри страны, способна сейчас к последовательному выполнению договоренностей, которые могли бы быть достигнуты. Поскольку Трампу противостоит сильная оппозиция и в Конгрессе, и внутри самой администрации есть разные точки зрения, для нас вопрос о способности администрации проводить последовательную стратегическую линию, остается открытым″.

Заведующий отделом стратегических оценок Центра ситуационного анализа РАН, эксперт РСМД Сергей Уткин считает, что Генассамблея - не столько консилиум, сколько термометр: ″Это орган, который показывает температуру в международных отношениях, показывает, в каких точках у нас возникают особенно острые проблемы, каковы позиции разных стран по поводу этих проблем. Но Генассамблея фактически по всему спектру тех вопросов не сможет стать действительно органом принятия решений. Она показывает некие отметки, которые позволяют в дальнейшем приходить к компромиссам, принимать решения, имея в виду эту температуру, которая была продемонстрирована на Генассамблее. В этом смысле я говорил бы не столько о значении собственно Генеральной Ассамблеи, сколько о том, как сегодня выглядит система ООН, какое будущее ждет эту систему, как мы можем использовать этот ценный инструмент″.

По словам Сергея Уткина, нельзя голословно утверждать, что система ООН была полностью неэффективна: ″ООН полезна для того, чтобы стабилизировать ситуацию в кризисных регионах, наиболее подверженных кризисным явлениям, чтобы содействовать обеспечению устойчивого развития в мире. И объективно это в интересах и России, и США. Но в США сейчас наблюдается такой неоизоляционизм - попытка продемонстрировать, что им в не нужны международные договоренности. Здесь важно на занять взвешенную позицию и продемонстрировать, что и для России, и для большинства развитых стран мира система ООН имеет свою ценность и мы не хотели бы развала этой основы существующего миропорядка″.

Иван Тимофеев, программный директор Российского совета по международным делам говорит, что повестка дня 72-ой Генеральной ассамблеи коррелирует с российской внешней политикой: ″Там и устойчивое развитие, там и безопасность, и разоружение, и права человека. В каждой из этих корзин у России есть в большей или меньшей степени своя позиция. Вопросы безопасности будут для нас одними из ключевых. Украинский вопрос - инициатива президента России о введении миротворцев на линию разграничения - выносится на обсуждение в ООН и будет обсуждаться на уровне СБ ООН.

Будет дебатироваться тема корейской ядерной проблемы. Думаю, что она даже отодвинет на задний план сирийскую тему, хотя Сирия тоже будет оставаться на повестке дня. Но есть серьезные вопросы, которые остаются на периферии. Например, климат. Чем острее нас будет щипать эта проблема, тем активнее мы должны ее будем обсуждать″.