Валерий Рязанский: "Никаких других проблем пенсионная система не испытывает кроме одной – низкая заработанная плата"

2 нояб. 2015 г. в 12:25
3710
 
Валерий Рязанский: "Никаких других проблем пенсионная система не испытывает кроме одной – низкая заработанная плата"

Гость программы "Трибуна" председатель комитета Совета Федерации по социальной политике и сенатор от Курской области Валерий Рязанский подводит итоги весенней сессии верхней палаты российского парламента.

-Валерий Владимирович, в ходе  весенней сессии активно рассматривались вопросы, связанные с изменением пенсионного возраста. На ваш взгляд, насколько вероятно, что после 2020 года он все-таки будет повышен?

-Вероятность высокая. Хочу сразу сказать, что дискуссии становятся все предметнее и предметнее, и то, что президент страны призвал всех за столом переговоров приводить взвешенные и толковые аргументы, добавляет дискуссии конструктивизма. Мы против дискуссий, которые сводятся только к одному единственному вопросу пенсионного возраста только с экономических позиций. Это ложный путь. На столе переговоров должна быть широкая гамма вопросов. Что собой представляет эта социальная группа людей, которая собирается выйти на пенсию. Каково их состояние здоровья? Какова аналитика результатов их диспансеризации? Что происходит с инвалидизацией в этот период времени? Что лучше - продлить трудовую активную биографию и тем самым, допустим, увеличить количество инвалидов, которых общество будет потом за собственный счет содержать; либо все-таки выходить на пенсию в разумные сроки, давая человеку возможность на  пенсии осуществить свои жизненные планы, которые он не мог осуществить раньше.

Есть очень серьезные аргументы со стороны демографов, есть аргументы со стороны здравоохранения, есть со стороны экономистов, наконец, есть нравственно-психологические аспекты. Если сегодня средний возраст  мужчин 65 лет, то чтобы сказать мужчинам, что теперь их выход на пенсию будет с 65, а не с 60, надо набраться большой смелости. Получается, в среднем, мужчина на пенсии жить не будет. По большому счету, вопрос, связанный с долголетием, нельзя рассматривать как чисто экономический.

Что не получилось так - чем дольше люди живут в стране, тем хуже отношение страны к этой социальной группе людей, как с социальной обузой для государства. В области науки, творчества, здравоохранения сосредоточено большое количество возрастных ученых.

Это достоинство страны, это благо, что люди живут, работают дольше в стране, и надо уметь пользоваться эти благом. Ко всему прочему ВВП формируется во многом именно этим поколением - это гарантированное потребление товаров, услуг людьми отечественного производства. Поэтому надо уметь пользоваться этим потенциалом, а не просто механистически перенести на площадку экономических расчетов в парламенте.

Повышение пенсионного возраста надо делать пошагово, с учетом показателей демографии. Мы должны четко понимать, что средняя продолжительность жизни должна нам давать повод и возможность пролонгировать и увеличить возраст выхода на пенсию, а не наоборот. Мы не должны подталкивать людей к безнравственному подходу, когда мы говорим - на пенсии вы жить практически уже не должны. 

-Есть такой социальный термин, который немного режет слух, возраст дожития…

- У экономистов такая терминология, но это вообще-то предлагаемый период получения пенсии. Он пожизненный. Кто-то живет на пенсии 30 лет, кто-то живет и больше, а кто-то живет меньше. Все относительно. Принцип формирования общей государственной пенсионной системы - солидарный. Накопительный пенсионный элемент – адресный. А солидарная система отличается тем, что мы все включаемся в этот механизм, независимо от того, кто из нас сколько живет, сколько кто проработает, но от того как вы проработаете, сколько вы положите в свою пенсионную копилку средств, будет зависеть ваша будущая пенсия.

Есть граница, через которую каждый из нас  переступает, когда мы получаем право прийти в пенсионную систему. Первая калитка открывается тогда, когда мужчинам исполняется 60 лет, а женщинам 55. Вторая калитка перед вами открывается, когда вы предъявите свои права на пенсию, что вы отработали 15 лет. Третья калитка, или окошечко этой кассы открывается тогда, когда вы покажете, сколько вы туда положили ваших средств за эти 15 лет. Вот эти три обязательные условия - возраст, стаж, и положенные средства - дают вам возможность выхода на трудовую страховую пенсию.  Это простая наука, но она, что называется, строгая.

- Насколько социально защищены в России пенсионеры? Если мы, допустим, будем сравнивать с зарубежными пенсионерами, с европейскими, где больше мер социальной защиты - у нас или у них? 

- Сравнивать две картины сложно, но если говорить о схожести, нам более близка система социальной защиты Германии. Такая же система пенсионного страхования, ее еще в свое время славил Отто фон Бисмарк, который как раз ставил задачу внедрения страховых пенсионных систем, социального страхования и медицинского страхования для работающего класса.  Мы унаследовали основные принципы этой системы: солидарность, взаимная ответственность поколений друг перед другом, потому что сегодняшнее поколение пенсионеров получает свою пенсию из наших с вами отчислений из заработных плат.  В этом смысл солидарности поколений. У некоторых наших пенсионеров есть ложное представление о том, что средства, которые они в свое время откладывали в пенсионную систему, шли на некий их счет и там накапливались. Ничего подобного. Деньги, откладываемые работодателем в пенсионную систему, шли на выполнение пенсионных обязательств перед предыдущими поколениями. Наша часть заработной платы, которую откладывает работодатель в объеме 22%, идет на выплаты ныне живущим пенсионерам. Надеемся, что наши с вами дети, наши внуки, будут работать добросовестно, выполняя свои обязательства перед социальной системой,  и мы будем получать пенсию, как получают ее наши отцы и деды. 

У немцев существует три вида пенсионной системы. Первая государственная страховая система. Приблизительно процентов 40-50 от общего объема пенсионных выплат составляют именно выплаты. И они не очень большие, кстати. Второй вид пенсий, который получают, как правило, все работавшие немцы, это корпоративная пенсия. Она формируется за счет взносов работодателя и самого работника на добровольных началах. Это так называемые "золотые кандалы". Фирма старается подольше задержать у себя квалифицированного специалиста, дополнительно предлагает ему вступить в такие  отношения, внося самостоятельно 50 на 50 взносы в пенсионную систему. Причем цифры достаточно приличные. По-моему, у немцев 7,5 % с каждой стороны от заработной платы. Это существенный довесок к будущей пенсии и составляет тоже где-то процентов 40 от объема пенсий.  Третий вид пенсий, которую получают не все немцы, но достаточно большое количество, это частные дополнительные пенсии, когда немцы сами вкладывают в частные пенсионные системы часть своего заработка, и здесь работодатели не участвуют. Это личное дело самого пенсионера. Вложение в частные пенсионные системы у них является более выгодным, чем вложение в банк.

К сожалению, у нас вложения в банки является более выгодным с точки зрения выплаты депозита, чем вложение в длинные инвестиционные пенсионные фонды. Поэтому нам надо учиться этой науке, она не простая. Бисмарк создавал это почти сто с лишним лет назад, это уже устоявшаяся система, они работают достаточно устойчиво. Мы только с 2002 года только пытаемся освоить технологию будущего пенсионной системы.

Но что касается остальных видов медицинского страхования, социального страхования, они во многом очень похожи для будущего населения. Что касается уровня пенсионного обеспечения и других социальных выплат, у немцев, например, все считается доходами, и пенсионеры с получаемой пенсии платят налоги, выше или ниже по отношению к той заработной плате, которую они получают. Пенсия у них выше за счет того, что они получают часть корпоративной пенсии, которую у нас получают далеко не все. Только 6 млн пенсионеров в России получают дополнительные корпоративные пенсии. Это работники системы энергоснабжения, железнодорожного транспорта, авиации, угольщики, металлурги, это те, кто работает в горных отраслях. Они могут себе позволить на сегодняшний день создавать дополнительные системы.

В этой связи надо сказать, что проблема нашей небольшой пенсии (средняя трудовая пенсия у нас порядка 12 тыс. рублей в месяц) это проблема низкой заработной платы. Никаких других проблем пенсионная система не испытывает кроме одной единственной – низкая заработанная плата, а значит низкие отчисления на накопления будущих пенсий. Вопрос, прежде всего, стоит в том, чтобы увеличивать заработанную плату в стране, тогда и благополучие пенсионной системы будет более высоким.

Что касается других форм социальной защиты, то у нас есть некоторые формы, которых у немцев нет. Материнский капитал, льготы ветеранам ВОв, льготы пенсионерам и ветеранам труда по коммунальным платежам. Мы вообще в большой степени в свое время и законодательством СССР и законодательством РФ предусматривали норм, компенсирующих наличными средствами прописанные льготы. Ведь льготами не все категории людей могут пользоваться. Житель сельской местности, как правило, не пользовался льготами по телефонии, льготами, связанными с медициной, транспортом; санаторно-курортным лечением вообще мало кто пользовался. Поэтому мы очень многие натуральные льготы заменили денежными выплатами. По коммунальным платежам существует целая система льгот, поддержка сельских врачей, сельских учителей, сельских пенсионеров. Вопросы объемов этих льгот, это вопросы возможности бюджета. На сегодняшний день льготами кроме 41 млн пенсионеров (это я не считаю льготами, это заслуженная пенсия) еще пользуется 36 млн человек.