Братская могила первой пятилетки

24 июл. 2018 г. в 17:13
9861
 
Братская могила первой пятилетки

85 лет назад - 2 августа 1933 года, открыт Беломоро-Балтийский канал. О великой стройке XX века вспоминает журналист и кинодокументалист Егений Кузнецов.

«Беломорканал», бесспорно, самые массовые и самые дешёвые папиросы в СССР, а теперь в СНГ. Эта марка создана в 1932 году в Ленинграде на табачной фабрике имени Урицкого смешением табаков первого и второго сортов, их отходов и недозрелых стеблей во время строительства легендарного водного сооружения. Каждая папироса по ГОСТу тех лет содержала 27-33 мг смолы и 05-06 мг никотина – в сущности, чудовищное для здоровья человека соотношение вредных веществ. А проще – лицензированную отраву, зато резко снижающую чувство голода. Папиросы задумывались как «курево» «для масс пролетариата и трудового крестьянства». С этой целью даже пачка марки, рассчитанная на 25 папирос, изготовлялась из самого низкосортного картона. Выпуск папирос с названием одной из ударных строек первой пятилетки, якобы, одобрил вождь народов И.В. Джугашвили (Сталин) по представлению вечного наркома продовольствия А.И. Микояна. Первая промышленная партия этих папирос была поставлена именно на строительство Беломоро-Балтийского канала, что стал одним из мировых символов социализма.                        

Официальная версия необходимости немедленного и ударного строительства Беломоро-Балтийского канала – экстренный провод советских военных судов из баз ВМФ на Балтике к причалам в Кольском заливе Баренцева моря для формирования там нового в СССР Северного флота. В музее СФ, что в микрорайоне Роста Мурманска, выставлены даже копии документов, подтверждающие именно эту основную задачу ББК. По нему и провели часть военных судов БФ в Заполярье. При этом, подводные лодки из-за малой глубины проходов тащили на баржах. Вместе с тем, сверхзадачей этой, как и других строек первых пятилеток, большевистское руководство страны считало сокращение невиданного по масштабам уровня (на 37% больше, нежели во время «великой депрессии» в США и Европе в 1929-1933 г.г.) безработицы. К стройкам на подневольном и бесплатном труде миллионов простых граждан советских лидеров тех лет побуждал также ужасающий дефицит продовольствия и элементарных медикаментов. И, конечно же, полупустой госбюджет, больше 70% которого уходило преимущественно на военные самолёты из фанеры, разведение коней для кавалерийских полков и импорт фуража для них. Кризис в СССР конца 20-х-начала 30-х годов образовался в результате разгрома НЭП, насильственной коллективизации, массовых расстрелов инженерной и экономической элиты. Сказалась и отмена введённых 21.07.21 декретом В. И. Ульянова (Ленина) иностранных концессий, которая носила для всех иностранных инвесторов, включая аграрный сектор, конфискационный характер.

Вместе с тем, впервые о необходимости построить судоходный канал между Балтийским и Белым морями ещё в первой половине XVIII века заявил русский самодержец – реформатор  Пётр І. Но одна за другой войны с иноземцами, а также надёжный трафик по суше с Архангельском – северной морской крепостью России заставили самодержца отказаться от своей идеи. О ней высшая государева власть не раз вспоминала и в XIX, и в начале XX веков. Были даже изготовлены чертежи и расчёты четырёх проектов, автором одного из которых, к слову, был шеф третьего охранного отделения (политического сыска) граф А.Х Бенкендорф. Но все проекты посчитали разорительными для казны. Беломоро – Балтийский канал стал реальностью только при Советах - в августе 1933 года. Официально открыт 02.08.33. Являет пример мирового рекорда в промышленном и транспортном строительстве. Водная магистраль, длиною в 227 км, включая 19  шлюзов,15 плотин, 49 дамб, 33 искусственных канала, 15 водоспусков, каскад из 5 ГЭС  и другие (всего 128) объекты возведена всего за 20 месяцев. К примеру, строительство Суэцкого канала в 160 км продолжалось 10, а Панамского в 80 км - 28 лет.

 

Об окончании стройки отчитались 20.06.33. И назвали канал имением Сталина. 25.06.33. пробный рейс по новой магистрали совершил пароход под вполне мотивированным для этой стройки названием «Чекист».   А в июле 1933 года И. В. Сталин, К. Е. Ворошилов и С. М. Киров прокатились по новой транспортной артерии на прогулочном катере. Вождь, по преданиям, назвал канал «бессмысленным» и «никому не нужным», потому что, на его взгляд, он был мелким и узким.

               

 

Начало канала – в Повенецкой губе Онежского озера, окончание - в Сорокской губе Белого моря. Соответственно у посёлка Повенец и города Беломорск Республики Карелия. Для стройки ББК был создан специальный БелБалтЛаг. А также мобилизовано около 56 «трудовых отрядов» – добровольно – принудительных формирований из числа «провинившихся» по мелочам, а, по большей части, из-за намеренных провокаций со стороны правоохранителей и их «барабанщиков» городских жителей. Все работы на стройке выполнялись вручную. Главные механизмы – кирка, лопата пила, тачка-тележка. Можно только удивляться безропотной самоотверженности тех, кто, получая за свой труд по 500 гр. хлеба, миске баланды, преимущественно из водорослей, и 200 гр. жмыховой каши в день, да ещё при отсутствии какой-либо техники за столь короткий срок возвёл почти 130 инженерных сооружений и проложил 2,5 тыс. км железнодорожных путей. При этом, всё построено исключительно на местном сырье: камне, торфе, песке, гравии, лесе. Официально на прокладке ББК работали 126 тыс. заключённых. Но это - лукавство отчётов чекистов, руководивших строительством. Места в бараках постоянно обновлялись из-за высокой смертности рабочих. Ежедневно умирало до 10% списочного состава «канальцев». Поэтому вряд ли стоит доверять цифре в 258 тыс. человек, занятых на строительстве, также как и числу в 12 тысяч 800 умерших тут от холода, голода и непосильного труда. Но и данные А.И. Солженицына о двух млн. погибших на  Беломорканале явно преувеличены. Одно неоспоримо: курировали стройку первой советской пятилетки заслуженные «людоеды» Советского Союза. Среди них Г.Ягода, ставший позже наркомом НКВД, начальник ГУЛАГа М.Берман. Непосредственно строительством руководил Н.Френкель – признанный автор идеи использовать на стройках социализма бесплатный труд заключённых, для чего «сажать, сажать и сажать». По этой «программе» большевистских нелюдей, на крови и костях построены не только Беломоро - Балтийский и другие каналы, но и железные дороги, ГЭС, угольные шахты, медные рудники, нефтяные промыслы, золотоносные прииски – практически все промышленные объекты Севера, Сибири и Дальнего Востока. А к ним - десятки городов и посёлков, знаковые из которых Воркута, Норильск, Магадан на слуху всего мира.

Но «подручные»  режима в лице группы известных писателей, возглавляемой А.Пешковым (М.Горьким) сделали всё, чтобы «отмыть» античеловеческую суть самого строительства ББК и подобных ему «котлованов». И перед родной страной, и перед зарубежьем. 17.08.33 года 120 представителей советской интеллигенции, среди которых были И.Ильф, А.Петров, В.Катаев, А.Толстой, В.Инбер, М.Зощенко, В.Иванов, проехали по каналу на пароходе. Под обилие дорогих вин, коньяков, осетрины, чёрной икры, сыров, колбас, жареной баранины, запечённых поросят и других банкетных блюд. 36 экскурсантов написали печально известную книгу «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина» – образчик подобострастной лжи и фарисейства, изданный в 1934 году. Вот небольшой пример этого цинизма от писателя Александра Авдеенко: «Я ошалел от увиденного достатка ударников – каналостроевцев. На больших блюдах под прозрачной толщиной заливного лежали осетровые рыбины. На узких тарелках купались в жире кусочки теши, сёмги, балыка. Большое количество тарелок были завалены кольцами колбасы, ветчины, сыра. Пламенела свежая редиска». Такому каждодневному меню в СССР позавидовали бы не только миллионы заключённых, но и обеспеченные слои населения.

В первый год эксплуатации суда перевезли по каналу 1 млн. 143 тыс. тонн грузов и 27 тыс. пассажиров. Через 3 года, в 1940-ом, последнем предвоенном году – объём грузоперевозок не дотянул и до миллиона тонн, составив 44% мощности нового водного пути. С началом Великой Отечественной войны  ББК подвергся жёстким бомбардировкам гитлеровской и финской авиации. 11.12.41.,отступая, части РККА взорвали «ключевые» шлюзы канала. Водой были затоплены позиции финской армии и полностью смыт посёлок Повенец. После войны сооружения канала восстановили. Но самые большие объёмы грузоперевозок по нему удалось достичь только с началом перестройки. С 1985 по 1990 год каждую навигацию Беломоро – Балтийский путь переваливал по 7 млн 300 тыс.тонн грузов. Сейчас каналом ведает ФГУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей». Офис учреждения – в Медвежьегорске. Нынче ББК обслуживает чуть меньше тысячи работников. За сезон он перевозит около 2,5 тыс. пассажиров и от 350 до 450 тыс. тонн грузов. Экскурсии по Ладоге, Онеге, Белому морю на Соловецкий архипелаг – одно из постоянно востребованных направлений деятельности канала. Специально под его габариты 6 лет назад построили круизный трёхпалубный теплоход «Русь Великая» класса «река-море». Он возит туристов по системе «всё включено». В посёлках при шлюзах и других сооружениях ББК сейчас проживает от 30 до 50 человек. Большая часть из них перебивается случайными заработками, занимается рыбной ловлей, сезонным лодочным извозом, сбором грибов и ягод. Практически всюду процветает самогоноварение для собственных нужд. Здесь часто рассказывают «бородатый» анекдот: «Штурман! Карты взял? – Да, командир, три колоды! – Ну, вот, опять по пачке «Беломора» лететь». Другая ходячая в этих местах фраза: «Мы люди не гордые – мы «Беломор» курим».  

              В конце 30-х – начале 40-х годов на легендарной пачке папирос, с очевидно пропагандистскими целями, «рядом» с Беломоро-Балтийским были изображены Суэцкий и Кильский каналы. С тем, чтобы подчеркнуть, что ББК в ту эпоху – самый протяжённый в мире. Нынче в РФ и странах СНГ, кроме папирос, выпускают водку, одеколон и сигареты с названием «Беломорканал». На продукции некоторых производителей по-прежнему изображена граница СССР по состоянию до советско-финской войны. Но это мало кто замечает. Как и мало кого теперь трогает то, что Беломоро- Балтийский водный путь стал не только стройкой, но и братской могилой его безвестно сгинувших подневольных рабочих – рабов первой советской пятилетки.

 

Евгений Кузнецов