Григорий Карасин подвел итоги года по Грузии, Центральной Азии и Украине

3 янв. 2016 г. в 21:05
1173
 
Григорий Карасин подвел итоги года по Грузии, Центральной Азии и Украине

Заместитель министра иностранных дел России Сергея Лаврова, статс-секретарь Григорий Карасин подвел итоги года, рассказав о налаживании взаимодействия с Грузией, о политике России в Центральной Азии и о положении дел на Украине.

Говоря об отношениях с Грузией, дипломат напомнил о значительном улучшении в них. "Действительно, смена правительства в Грузии в конце 2012 года сделала возможным совместные шаги в направлении постепенного оздоровления двусторонних отношений, к чему всегда стремилась Россия. В рамках начавшегося неформального диалога за два года мы одиннадцать раз встречались со спецпредставителем премьер-министра Грузии Абашидзе. Открытое и прагматическое обсуждение актуальных вопросов позволило добиться вполне осязаемых результатов – оживилась двусторонняя торговля, восстановлено регулярное воздушное и автотранспортное сообщение, активизировались гуманитарные и деловые связи. На днях в целях дальнейшего облегчения контактов между народами наших стран, по решению Президента России, был существенно либерализован визовый режим для граждан Грузии", - приводит его слова "Интерфакс".

"Рассчитываем, что новое руководство правительства Грузии продолжит курс на оздоровление двусторонних отношений. Мы к этому готовы", - подчеркнул замминистра.

Григорий Карасин не исключил и полной двусторонней отмены в перспективе визового режима с Грузией. "Что касается визовой либерализации, то, как я упоминал, этот процесс уже запущен. С 23 декабря началось оформление для граждан Грузии деловых, рабочих, учебных и гуманитарных виз любой кратности, а также частных виз вне зависимости от наличия родства между приглашающим и приглашаемым по действительным приглашениям, выдаваемым в установленном порядке органами ФМС России. В перспективе не исключаем, что речь может пойти и о введении безвизового режима на взаимной основе", - заявил дипломат.

Что касается Центральной Азии, то, по его словам, этот регион представляет собой особый вектор российской государственной политики, что становится очевидно, если посмотреть на статистику: в ушедшем году Владимир Путин провел 25 встреч с главами различных государств Центральной Азии, также состоялось 19 контактов на высоком уровне.

"Значительным для развития стран ЦА остается удельный вес их торговли с Россией. Ее объем - около $30 млрд. Как известно, нас быстро "догоняет" Китай, но торговля с Россией пока отличается более высокой структурированностью. Наши многомиллиардные инвестиции в регионе отнюдь не ограничиваются ТЭК (на него приходится лишь около 47% российских капвложений). Порядка 20% наших инвестиций – в цветной металлургии, около 15% - в телекоммуникациях", - рассказал замминистра.

Дипломат напомнил, что именно в ушедшем году воплотился в жизнь проект Евразийского экономического союза, к которому затем присоединилась Киргизия. "Вкупе с Зоной свободной торговли СНГ, он предоставляет возможность для государств ЦА упрощенного выхода на ближние рынки емкостью более 182 млн потребителей", - подчеркнул он.

Карасин признал, что из-за неблагоприятной экономической ситуации в мире товарооборот между странами ЕАЭС немного уменьшился из-за колебания валютных курсов и сокращения стоимостных показателей торговли. Но, по его словам, положение могло бы быть тяжелее, если бы не существовало безбарьерных торговых отношений.

"Россия продолжала оказывать поддержку наиболее нуждающимся странам региона. За шесть последних лет такая помощь превысила $5 млрд. Мы остаемся крупнейшим донором для региона по линии ООН. В 2015 году предоставлено более 2300 бесплатных стипендий для студентов из стран ЦА (против 1054 стипендий в 2014 году). Около 50 тыс человек учатся у нас в частном порядке, что говорит о привлекательности нашего образования, его высоком показателе "цена-качество", - сообщил замглавы российского МИД.

Кроме того, Россия, как и раньше, ставит заслон от внешних опасностей, причем не на словах, а с помощью реальных дел, используя для этого военные базы в Таджикистане и Киргизии, а также в рамках двусторонних договоренностей и по линии ОДКБ. "У нас установлены отношения стратегического партнерства или союзничества с большинством государств ЦА, предусматривающие взаимопомощь на случай внешней агрессии. Значительная часть региона входит в зону ответственности ОДКБ. Это придает партнерам уверенность", - поведал дипломат.

"Не будет ошибкой отметить, что российский авторитет в регионе укрепился благодаря решительности нашей позиции в защиту русскоязычного населения на Украине, противодействия террористической угрозе со стороны радикально-экстремистских организаций, прежде всего ДАИШ в Сирии. Кстати, к антироссийским санкциям в связи с Украиной не присоединились большинство государств мира, включая все страны ЦА. Они развивают с нами многоплановое сотрудничество, в т.ч импортозамещение", - отметил он.

Карасин признал, что, если ранее, в 90-е годы прошлого века, Москва продвигала свои государственные интересы, включая экономические, военно-политические, гуманитарные, не имея соперников, то с конца 90-х возникла конкуренция. "Многих внешних игроков привлекают географические преимущества региона и его богатые ресурсы. Мы обратили внимание на несколько возросшую активность США и Евросоюза в ЦА в последние месяцы. Воспринимаем это спокойно. Готовы к конструктивному взаимодействию с любыми партнерами, если в их повестке дня значатся шаги по устойчивому развитию, содействию стабильности соседней с нами ЦА", - указал замминистра.

"Но при любой расстановке сил на региональной "площадке", ЦА останется зоной ключевых интересов России, важнейшей частью нашего общего экономического, военно-политического и гуманитарного пространства. География, тысячи "нитей" делают логичным выбор в пользу самого тесного сотрудничества. Это важно как для стран ЦА, так и для России. Нам друг без друга не обойтись, особенно, когда на горизонте сгущаются тучи", - сделал особый акцент Григорий Карасин.

В ситуации с Украиной становится, по словам дипломата, все более очевидным для зарубежных партнеров, но, к сожалению, не для Киева, что требуется активизировать именно политический диалог, который необходим для устойчивого урегулирования кризиса внутри Украины. "В этом смысле все по-прежнему зависит от Киева, его заменить никто не сможет, ни Берлин, ни Париж, ни Москва. Эту работу украинские политики должны сделать сами", - подчеркнул он.

"Всеми признается безальтернативность Минских соглашений от 12 февраля 2015 года. Главное – обеспечить их неукоснительное, последовательное и полное выполнение, особенно в части, касающейся соответствующих обязательств о решении ключевых вопросов через прямой диалог Киева с Донбассом. Речь идет о местных выборах, амнистии, предоставлении региону законодательно закрепленного на постоянной основе особого статуса, осуществлении реальной конституционной реформы", - напомнил замглавы российского внешнеполитического ведомства.

Он отметил, что Россия вышла на более высокий уровень своего участия в Контактной группе и будет, насколько это возможно, способствовать продвижению минского процесса, но главное, все же, зависит от украинских властей.

"Для достижения подлинного и жизнеспособного урегулирования кризиса на Украине стороны конфликта, как это отфиксировано в минском "Комплексе мер", должны начать разговаривать друг с другом с целью поиска компромиссов, согласования вариантов решения имеющихся проблем. Для этого требуется проявление политической воли, которой явно не достает Киеву. Линия украинских властей на преднамеренное игнорирование законных прав и требований населения юго-востока страны не способствует достижению мира и стабильности в регионе, а ведет лишь к его дальнейшему обособлению", - предупредил дипломат, добавив, что действия Киева не укладываются в логику минских договоренностей, что затормаживает успешное завершение минского процесса.

Карасин указал, что Россия также заинтересована в максимально быстром преодолении Украиной политического и экономического кризиса. "Мы хотим, чтобы у нас был надежный, предсказуемый партнер и сосед, с которым развивалось бы обоюдовыгодное и прагматичное взаимодействие по всем направлениям двустороннего сотрудничества", - заявил он.

"Для России отношения с Украиной неизменно играли, играют и будут играть весьма важную роль. Украина - это не только близкая нам географически соседняя страна, но это и страна, с народом которой нас объединяют общие духовные, культурные, цивилизационные корни. В нашей общей совместной истории были разные этапы – и героические, и трагические. Но неизменно мы были вместе и в горе, и в радости. Нам это судьбой предначертано", - подчеркнул российский дипломат.

"В Москве открыты к конструктивному диалогу с Киевом как с самостоятельным суверенным участником международных отношений, прежде всего на основе учета подлинных коренных интересов наших народов, а не конъюнктурных, сиюминутных расчетов тех или иных политиков, ориентирующихся сегодня, к сожалению, не столько на интересы собственной страны, сколько на "рекомендации", а порой прямые указания из других столиц", - заключил Григорий Карасин.