Иоганну Себастьяну Баху исполнилось 300 лет и 33 года

Дата не круглая, но красивая, – решила музыкальная общественность и объявила 2018-й годом Баха. Под занавес года во многих концертных залах столицы звучит музыка великого композитора.

 

 

Иоганн Себастьян Бах появился на свет в день весеннего солнцестояния 21 марта 1685 года в тюрингском городке Эйзенах, земли Саксен-Эйзенах, входившей в состав Священной Римской империи германской нации. С 1703 года молодой музыкант, едва окончивший обучение, начинает свой путь, причем в прямом смысле слова. Переезжая из города в город – Арнштадт – Мюльхаузен – Веймар – Кетен – Лейпциг – он по всюду играет на органе в церквях и соборах. Современники узнали и запомнили Иоганна Себастьяна как органиста-виртуоза, скрипача, клавесиниста, музыкального педагога, капельмейстера и кантора лютеранского хора лейпцигского собора Святого Фомы. Его не считали великими композитором, а после смерти и вовсе забыли лет на сто.

Почему так случилось, можно только догадываться, но любое предположение все равно останется не более чем недоказанной версией. Одна из них, например, представлена в пьесе Пауля Барца «Возможная встреча».

Сегодня же творчество Баха собрано, пересчитано и расписано буквально по нотам – более тысячи произведений представлены в каталоге работ Баха (Bach-Werke-Verzeichnis, BWV). Перелистав этот перечень, понимаешь, насколько Бах всеобъемлющ и многогранен. Он писал оркестровые и клавирные произведения, органные хоральные прелюдии, сюиты для оркестра и отдельных инструментов, сонаты и партиты, кантаты, пассионы – «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», а также Луке и Марку, оратории и магнификаты, мессы, мотеты, хоралы, песни и арии.

По религиозным убеждениям Бах был протестантом, а одним из главных принципов этого христианского течения считается открытость для всех желающих. Люди шли в церковь слушать орган Баха в поисках умиротворения. Сегодня, по прошествии 333 лет нам не хватает того же. А посему спешите на баховские вечера.

 

Ближайший концерт «Бах – гала» пройдет сегодня 23 ноября в зале им. Рахманинова Филармонии-2. В зале оборудован органный комплекс фирмы «Флойгельс» (Германия). Инструмент, оснащенный компьютером, позволяет услышать звучание лучших органов мира: в его память встроены голоса этих инструментов, что делает возможным аутентичное воспроизведение органной музыки, созданной в разные века. В программе вечера: произведения Баха для органа в исполнении знаменитых органистов Маттиаса Шнайдера, Хериберта Метцгера, Вацлава Голонка и Йоханнеса Скудлика.

25 ноября – в Светлановском зале Московского международного Дома музыки прозвучат «Страсти по Матфею» в исполнении солистки Большого театра России Марианны Высоцкой (орган), Государственной академической хоровой капеллы России им. А.А. Юрлов и Государственного симфонического оркестра «Новая Россия», дирижер Клаудиус Траунфелнер (Германия).

27 ноября в Бетховенском зале Большого театра Баха будет играть Камерный оркестр Большого театра. Первое отделение вечера откроется Концертом для скрипки и гобоя ре минор, затем прозвучит Оркестровая сюита №1 до мажор. Во втором отделении – Оркестровая сюита №2 си минор и Бранденбургский концерт №4. Все шесть Бранденбургских концертов композитора считаются вершинами музыкального искусства, а первая часть одного из них записана на Золотую пластинку космического аппарата «Вояджер», как выдающийся образец музыки, когда-либо созданной на Земле. Название концертов – Бранденбургские – связано с тем, что они были преподнесены Бахом в подарок маркграфу Христиану Людвигу Бранденбургскому. Произведения никогда не исполнялось при жизни автора. Рукопись более ста лет пролежала в маркграфской библиотеке, пока не была случайно найдена в папке под общим названием «Концерты разных композиторов».

 

Людмила Привизенцева


Другие материалы

-
-