Мир без суеты в Музее русского импрессионизма. Николай Мещерин

21 февр. 2019 г. в 12:00
2949
 
Мир без суеты в Музее русского импрессионизма. Николай Мещерин

В Музее русского импрессионизма открылась персональная выставка художника Николая Мещерина (1864—1916)

 

Формальным поводом для организации выставки «НИКОЛАЙ МЕЩЕРИН. ВЫХОД ИЗ СУЕТЫ» можно считать 155-летие со дня рождения художника. На самом же деле Музей русского импрессионизма строго следует правилу: если в основной экспозиции представлена хотя бы одна из работ художника, то будет подготовлена и более подробная презентация творчества этого мастера.

Автопортрет в зеркале. 1886-1887. 

 

Ушедшая натура

Это именно то, что вы увидите на пейзажах русского импрессиониста Николая Васильевича Мещерина. Ближнее Подмосковье, буквально в 15-ти минутах от метро Домодедово, а уже не узнать этих мест, всего сто лет назад малобитаемых, а в наши дни активно застраиваемых панельными коробками, заправками и гигантскими моллами.

Николай Мещерин – выходец из купеческого сословия. Его отец – купец 1-й гильдии владел Даниловской мануфактурой и подмосковным имением Дугино. Сын пошел по другой стезе – занялся живописью. А имение Дугино стало своеобразным центром притяжения многих известных русских пейзажистов. Сейчас поместье полностью утрачено и продолжает разрушаться несмотря на то, что находится на землях, принадлежащих одному из силовых ведомств РФ: в непосредственной близости расположены его санаторий и другие объекты. И даже могила художника утрачена, поскольку кладбище, где она предположительно находилась, стерто с лица земли.

Первый снег. Дугино. 14.10.1886. 

 

Времена года

Систематического художественного образования Мещерин не получил, он брал уроки, в частности, у своих гостей в Дугино, сам много экспериментировал и упорно работал.

К живописи Мещерин пришел через увлечение фотографией. Авторские отпечатки из собрания отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи впервые представлены широкой публике. Ими выставка и открывается.

 

Основная её часть – тот самый мир без суеты, пейзажи средней полосы России.

Николай Мещерин. Лунная ночь. 1905 год. Государственная Третьяковская галерея

 

Принцип построения экспозиции – времена года. Двигаясь от зимы к осени, мы видим богатство красок луговых цветов и лаконичность заснеженных равнин, слышим симфонии ранних и поздних восходов и закатов, шум весенних ливней и зимнее безмолвие. Распространенный импрессионистический мотив – одни и те же виды в разные времена года – деревья зимой под снегом, осенью с оголенными ветвями и весной в пышном цвету.

Николай Мещерин. Сосенки под снегом. 1900е годы. Астраханская картинная галерея

 

Картины самого Мещерина соседствуют с пейзажами Грабаря, Кустодиева, Левитана. Это близкое соседство позволяет глубже понять и оценить пока мало изученное направление живописи – русский импрессионизм.

Игорь Грабарь. Дорожка в усадьбе. 1904 год. Частное собрание

 

Забытое имя

В наши дни имя Мещерина известно только в узком кругу исследователей русского искусства, а при жизни художника оно звучало наравне с бесспорными авторитетами – Константином Коровиным, Борисом Кустодиевым, Игорем Грабарем, Аполлинарием Васнецовым и Исааком Левитаном. С 1905 года Мещерин вступил в «Союз русских художников». Вот, что писал о нем Игорь Грабарь: «Мещерин – очень талантливый… Очень тонкий и не левитановец. Поэт».

Николай Мещерин. Полянка. 1914 год. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан

 

На выставке представлено более 50 работ Николая Мещерина. Музеем проделана огромная работа: к картине из собственного фонда «Июньская ночь» добавлены полотна, хранящиеся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Русского музея, Российского национального музея музыки, Киевской картинной галереи. Среди участников также областные и краевые музеи и галереи Астрахани, Вологды, Вятки, Иваново, Краснодара, Курска, Орла, Перми и частные собрания Е.В. Ляпуновой, И.П. Машкова и др.

 

Выставка «НИКОЛАЙ МЕЩЕРИН. ВЫХОД ИЗ СУЕТЫ» продлится до 19 мая. 

 

Людмила Привизенцева 

фото: Музей русского импрессионизма