«Национальное объединение»: ретушь или реформа?

13 мар. 2018 г. в 18:43
1157
 
«Национальное объединение»: ретушь или реформа?

Помимо ожидаемого переизбрания Марин Ле Пен, французам представили и возможные векторы развития партии, грозная тень которой продолжает нависать над всем свободным, что только есть в Пятой республике. Вот и название поменяли, как бы счищая угрожающе-милитаристский мейкап. Однако, не все во Франции считают, что изменения, происходящие с Нацфронтом стоит воспринимать всерьез.

Для политолога Жерома Фурке из Французского Института Общественного Мнения (Ifop), переименование партии Ле Пенов – лишь маркетинговая операция. Своими соображениями он поделился в интервью Liberation.

Какие политические последствия могут ожидать Национальный фронт со сменой названия?

В идеальном сценарии, эта перемена должна была происходить одновременно с расширением традиционной электоральной базы, путем множественных обращений к населению. Но по причине проигранных дебатов (после первого тура президентских выборов - ЗН), такого развития событий не последовало. В конгрессе Марин Ле Пен объяснила, что речь идет о «новой стадии» в существовании движения. Однако, она должна проходить в русле стратегической эволюции, запустить которую также не удалось. Результат: смена имени рискует так и остаться лишь косметической процедурой над одним и тем же явлением. Кроме того, имеется и второе дно: «Национальный фронт» - тоже самое, что и «Ле Пен». Пока Марин Ле Пен остается во главе партии – реальный эффект от изменения остается бессмысленным. Для неё это, прежде всего, перезапуск медийного механизма.

 

Это очередная попытка де-демонизации партии?

Да. И она не первая! Мы уже видели «Объединение тёмно-синих» (RBM), которое не преуспело или очень незначительно. Во время последней президентской кампании в качестве логотипа НФ приняли синюю розу. Тот еще логотип… Национальный фронт останется Национальным фронтом. Опрос среди его адептов показывает, что 80% из них выступает против альтернативного меню в школьных столовых[1], а 98% провозглашают запрет на иммиграцию. Программа остается все той же. Но, что настораживает, эта программа зарекомендовала себя среди избирателей. И если это и не совсем тот результат, которого они ждали до выборов, и НФ не стал главной оппозиционной партией для французов, то хоронить его в очередной раз – было бы неверно.

 

Почему бы не попытать счастья в союзе с умеренно правыми?

Потому что для свадьбы нужны двое! Правые Вокье,[2] в их раннем варианте, не имели никакого намерения отвечать взаимностью на заходы Марин Ле Пен и её племянницы Марион Марешаль Ле Пен. Эта партия всегда будет в одиночестве, потому что союз с ней дорого обходится всем, кто бы в него вступал. Посмотрите на пример Николя Дюпон-Эньяна: его поддержка Марин Ле Пен после первого тура последних выборов стоила ему лица и депутатского мандата. Это холодный душ! Союз с Национальным фронтов – это билет в один конец! Флориан Филиппо[3] ушел, Марион Марешаль тоже. Марин Ле Пен не привела свою партию к желаемому расширению, приходится править в условиях ограниченности.

 

Около 90% сторонников хотят провести референдум о членстве Франции в ЕС, 67% – выйти из зоны евро, причем для них это не является приоритетом. Не испытывает ли Нацфрот проблем со своими позициями относительно европейской интеграции?

Все зависит от пропорций. Для активистов существует желаемое и возможное. Они знают, что максималистские установки могут напугать значительную часть электората. Это мы видели на примере Брексита: не так-то просто избавиться от экономических спаек с Евросоюзом. Что касается миграционного вопроса, очевидно, что европейский проект очень хрупок: как только возникают проблемы, каждое государство прекрасно вспоминает о своих собственных интересах. Успеха движения Пять Звезд в Италии должен показать Нацфронту: они [итальянцы] смогли стать первой политической силой в стране только ценой смягчения своего антиевропейского дискурса. В центре программы фронта остается иммиграция. На этом они смогут продержаться до самого конца. Флориан Филиппо поменял порядок приоритетов. Марин Ле Пен должна его восстановить: уделить больше внимания иммиграции и меньше Европе.

 


[1] Для детей по религиозным убеждениям не потребляющих мясо или конкретно свинину – ЗН

[2] Лоран Мари Вокье – французский политик, лидер партии «Республиканцы» (с 2017 г.)

[3] Флориан Филиппо – французский политик, до 2017 г. являлся заместителем председателя НФ, после поражения Марин Ле Пен на президентских выборах, основал подразделение «Патриоты», ставшее впоследствии отдельной партией.