"Я поведу тебя в музей". Московские выставки

1 июн. 2018 г. в 14:21
1248
 
"Я поведу тебя в музей". Московские выставки

Zонд-обзор Людмилы Привизенцевой по действующим в столице выставочным проектам. 

Первая волна выставочного сезона 2018 достигла апогея: выставки, открывшиеся зимой, все еще ждут своих запоздавших посетителей, весенние – в полном разгаре, летние – вот-вот начнутся и успеют «прозвучать» до наступления августовского затишья. И вернисажи, анонсированные на осень, тоже четко обозначены. А значит, и основные «настроения» музейщиков объявлены. И тенденции, предсказанные искусствоведами, прорисовываются довольно четко: музеи фиксируют на своих часах государственное время. После прошлогодней «Оттепели» – выставки в новой Третьяковке, которую высоко оценили специалисты, но, увы, не пользовавшейся массовым спросом, наступают легкие заморозки. Третьяковская галерея делает ставку на официальную российскую классику – Василия Верещагина и Архипа Куинджи. Кремлевские залы после успеха сокровищ императорской Японии XIX – начала XX веков продолжают "танцы" с востоком, а ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выдающихся голландцев, мимо которых вообще невозможно пройти. На первый взгляд, все очень спокойно и академично.

Прощание с оттепелью

Неоднозначный проект Третьяковки, запущенный с подачи Фонда поддержки современного искусства Винзавод, который передал в дар галерее работы современных художников. Аналогов ситуации, когда государственный музей классического искусства принимает в дар такую значительную по количеству коллекцию от частного центра, пока нет. Выставка размещена во внутреннем дворе на Крымском валу. Самый заметный ее объект – колонна группировки «ЗИП» с названием «Равновесие с небольшой погрешностью». Это инсталляция на тему памятника абстрактному вождю, впрочем, сомнений в конкретном прототипе не возникает. На вершине колонны установлена камера, «этакое всевидящее око», транслирующая перемещение посетителей по холлу музея. Но оставим экспонаты на рассмотрение зрителей и попробуем разобраться в смысле представленного собрания. На выставке, сменившей прошлогоднюю «Оттепель», мы видим постперестроечное искусство. Временная последовательность выдержана, а что с другими? Совпадают ли они? И действительно ли на смену перестроичной и постперестроичной оттепели с ее живым новаторским искусством, как и после аналогичного периода конца 50-х – начала 60-х к нам пожаловало похолодание? И в перспективе – мороз следующих десятилетий, с его малоинтересным конъюнктурно-ретроградно-официальным (по большей части) искусством. Или мы все-таки уйдем от кальки? Уже ушли? Похоже, что спаслись, бульдозеры заняты на других работах. Да и первые лица государства не посещают такие выставки, во всяком случае публично. Экспозиция действует до 30 июня.

 

Смена приоритетов

Еще целый месяц в Московском кремле будет открыта выставка «Династия Мин: сияние учености». С одной стороны, это типичный проект для Кремля, с другой – есть вопросы. Экспозиция открылась в апреле, через десять дней после Пасхи, когда в России проходит традиционный Пасхальный фестиваль. И обычно Кремлевские палаты принимают в нем участие. Как и было, например, в прошлом году, когда в Кремле работала выставка «Людовик Святой и реликвии Сент-Шапель», представляющая христианские святыни, в частности, шипы от тернового венца Иисуса Христа, фрагменты креста, на котором он был распят, реликварии для их хранения и витражи собора Сен-Шапель.

А когда Пасхальный фестиваль закрылся, религиозная тема сменилась на вполне светскую «За гранью воображения. Сокровища императорской Японии XIX – начала XX века из коллекции профессора Халили».

В этом году Кремль отказался от религиозной тематики в пользу науки. Шанхайский музей привез в Москву предметы прикладного искусства эпохи династии Мин (1368–1644) – периода расцвета просвещения, культа интеллектуалов, учености. В залах Успенской звонницы и Патриаршего дворца представлены по одной тематической экспозиции. Первая – это кабинет ученого с мебелью, фарфоровыми статуэтками, вышивками, картинами, ритуальными и ювелирными изделиями. Вторая – макет почетного эскорта ученого из 66 фигур в полном облачении, с носилками, лошадьми и прочими деталями. Станет ли смена приоритетов правилом для музеев Кремля? Или это случайное совпадение? Покажет время. Выставка открыта до 25 июня.

 

Продолжение следует...