Breitbart: Молдавия перед выбором
Американское аналитическое издание Breitbart пишет о том, что массовые протесты в Молдавии ставят страну перед выбором в пользу России или ЕС. Месяцы антиправительственных выступлений в Кишиневе достигли пика на прошлой неделе, когда десятки тысяч людей штурмовали здание парламента, и полиция была вынуждена использовать слезоточивый газ против митингующих, в результате чего десятки участвовавших получили ранения. Это массовое негодование было спровоцировано тем, что парламент страны одобрил кандидатуру Павла Филипа на пост премьер-министра Молдовы. Протестующие на румынском и русском языках призывали парламент уйти в отставку.
Митингующие требуют расследования «кражи века» - исчезновения 1,5 млрд долларов, 15% ВВП страны, из трех национальных банков на кануне парламентских выборов 2014 года. Деньги были обнаружены через год, а премьер-министр Влад Филд был арестован по обвинению в коррупции. В октябре был уволен следующий премьер, Валерий Стрелец, после того, как ему и его правительству объявили вотум недоверия. В Молдове не было правительства до прошлой среды, когда парламент выбрал нового премьера Павла Филипа.
В стране существует две основные идеологии: проевропейская и пророссийская. С 2009 года в правительстве доминирует проевропейская позиция, но после коррупционного скандала избиратели все больше принимают пророссийскую сторону. Номинально Павел Филип занимает проевропейскую позицию, что еще больше подогревает негодование молдавского населения. Многие аналитики считают, что новое правительство Молдовы не продержится и 100 дней в связи с массовыми митингами молдаван. Молдова - небольшое государство между Украиной и Румынией, и согласно опросам, проведенным в стране, многие жители хотели бы увидеть своим ближайшим союзником именно Россию, а не с ЕС.
Вероятнее всего, в случае новых парламентских выборов в Республике пророссийская сторона одержит победу, что станет большим переворотом общественных отношений в регионе. Кроме того, подобная победа решит вопрос Приднестровья, которое будет иметь возможность воссоединиться с Молдовой. Однако существует ряд проблем, стоящих на пути осуществления данного плана. Румыния и Украина приложат все усилия для того, чтобы пророссийские настроения в стране сошли на нет. Вероятнее всего, со стороны Украины последует резкое ужесточение отношений и экономическая блокада Молдовы в случае, если страна выберет Россию.
Несмотря на подобную перспективу социально-экономического давления, выбор в пользу Европу теоретически крайне маловероятен, так как проевропейское правительство продолжает дискредитировать себя в глазах населения, в то время как перспектива сближения с Россией становится все более привлекательной для молдавских избирателей.
***
Бизнес-издание Forbes пишет о том, что Франция готова снять санкции с России уже в июле текущего года. Подобный поворот событий будет крайне выгоден как для Москвы, так и для Парижа, который заинтересован в отмене санкций. Французские власти рассчитывают на то, что подобный шаг вернет благосклонность России, которая в свою очередь снимет запреты на импорт французского продовольствия. Страдают в частности производители молочных товаров, такие, как компания Danone, например, лишившаяся огромного рынка реализации своей продукции.
Однако в то время как санкции продолжают действовать, Россия успела найти альтернативу французскому экспорту. Иранские компании намерены доставить в Россию молочные продукты, общая стоимость которых может достичь 800 млн долларов в 2016 году.
Германия также готова к отмене санкций в ближайшие полгода. Вице-канцлер Германии заявил о том, что ограничения были введены для решения украинского конфликта, и, по мнению политика, подобный процесс уже идет.
Если санкции с России будут сняты летом 2016 года, это благоприятно повлияет на мировую экономику в целом, так как по факту, наиболее пострадавшей стороной стала Европа, которая была вынуждена отказаться от российского рынка, тем самым потеряв значительную долю инвестиций. Однако смогут ли европейские производители вернуться безболезненно в Россию, пока не ясно, так как рыночная конъюнктура в государстве изменилась в связи с тем, что Москва за время действия санкций успела найти новых торговых партнеров.