Обзор театров. "Сигизмунд, король Польши"
Театральный сезон 2018\2019 завершается. И мы продолжаем обзор его лучших спектаклей и концертов.
Безусловным фаворитом среди музыкальных премьер, прозвучавших в этом театральном сезоне, остается концертный вариант оперы «Сигизмунд, король Польши» неаполитанского композитора Леонардо Винчи. Не путаем с титаном Возрождения Леонардо да Винчи, творившем почти на полтора столетия раньше. Киты, на спинах которых поднялось из забвения это произведение, – фестиваль «Опера Априори», Институт им. Адама Мицкевича в Варшаве и программа Polska Music, поддерживающая исполнение польской музыки по всему миру, а также Московская государственная филармония.
В океан восхитительных звуков, наполнивших Концертный зал им. П.И. Чайковского вечером 14 июня, на разных этапах его приближения к публике вливалось множество рек, ручейков и прочих источников. Многие участники возрождения оперы были представлены за час до премьеры в Зимнем саду зала им. Чайковского на встрече со зрителями.
Оказалось, что еще год назад некоторые из них даже не знали о существовании такого шедевра. И первой в этом призналась Елена Харакидзян, автор идеи и продюсер фестиваля «Опера Априори»:
"В сентябре прошлого года мне позвонили из агентства, представляющего певцов, которые заняты в «Сигизмунде, короле Польши» и спросили не смогу ли я через пять дней прилететь на премьеру самой оперы в Вену в Театр ан дер Вин. Я полетела, и мне так понравилась постановка, что, вернувшись в Москву, я пришла в Филармонию и попросила добавить в уже утвержденную и работающую программу сезона 2018\2019 еще и этот концерт. Те, кто составляет афишу сезона, знают, что это экстренная мера. И я очень признательна руководству Филармонии, которое пошло мне навстречу".
Создавая своего «Сигизмунда», Леонардо Винчи переработал либретто Франческо Бриани от 1708 года к опере Антонио Лотти «Великодушный победитель». В ней речь шла о другом короле и даже другом государстве. Премьера «Сигизмунда» состоялась в 1727 года в театре Делле Даме в Риме. Это было невероятно длинное произведение из вступления, 28 арий, одного дуэта, одного терцета и финального хора, а также восьми речитативов с аккомпанементом.
Вот что рассказала о возрождении оперы Мартина Пастушка, руководитель барочного оркестра «{oh!}», аккомпанирующего певцам: "Если посмотреть на польскую музыку в целом, то самая ее яркая эпоха – это романтизм, Шопен… Наш оркестр занимается барокко. А из этой эпохи до нас дошло совсем мало польской музыки. О «Сигизмунде» я не знала ничего до 2016 года. О произведении даже в авторитетном музыкальном словаре Гроува – только разрозненные странички. И тем не менее его ноты мы нашли в интернете. И когда я обнаружила «Сигизмунда», то поняла какой там потенциал для нашего коллектива. Леонардо Винчи – один из самых крупных представителей неополитанской школы, сыгравшей большую роль в развитии оперного жанра. Из Италии многие представители этого направления эмигрировали в Вену, оставались в городе, писали музыку, работали в венских оркестрах, что опосредованно влияло на творчество более поздних композиторов, включая Генделя и Моцарта. Музыка Винчи очень мелодичная. Ее называют источником бельканто, которое только рождалось в то время".
Партитура оперы, найденная Мартиной, была похожа на эскиз, а не на завершенное произведение. Все точно расписано для первой скрипки, а вторая, альт и контрабас играют с ней в унисон. И еще есть много места для импровизации. В этом смысле барочная музыка похожа на джаз, тоже оставляющий люфт для фантазии на темы. Есть в «Сигизмунде» и отсылка к чисто польской музыке – к полонезу. Польский национальный танец звучит в 10 сцене. И его гордый характер ни с чем не спутаешь. Не случайно Бах называл эту музыку королевской.
Над версией, которую показали в Москве, а это третье представление после фестиваля в Гливице и показа в Театре ан дер Вин, работали великий контртенор Макс Эмануэль Ценчич – исполнитель партии Сигизмунда, Мартина Пастушка и Марчин Щвенткевич – клавесинист из «{oh!}». Опера исполняется со множеством купюр и, несмотря на них, продолжается почти три часа. Но какие это были часы!...
На сцене – семь певцов, известных всему миру. Из них – четыре самых сильных современных контртенора: Макс Эмануэль Ценчич, Джейк Ардитти, Василий Хорошев и Юрий Миненко, а так же великолепные сопрано Софи Юнкер, Диляра Идрисова и Александра Кубас-Крук. После совсем короткой, но довольно пафосной увертюры партии следовали одна за другой. Музыка немного однообразна, но невероятно красива. И ты постепенно растворяешься в ней. Голоса исполнителей «вспыхивают» разными оттенками. Женские и мужские то сливаются, то расходятся, и снова звучат в унисон. Вне конкуренции безусловно Ценчич и его теплый, почти меццо-сопрановский тембр. Полный восторг вызывал звезда из Украины Юрий Миненко с его чистейшим, но не без томности голосом. Не сразу, но распелись и вышли на вершину мастерства и остальные певцы.
Отдельный респект переводу текста, который был выведен на стены зала им. Чайковского. Его выполнила руководитель издательского отдела Большого театра Татьяна Белова, и многие фразы звучат очень поэтично. Благо по завершении концерта их можно прочесть в буклете, посвященном опере, который состоит из двух частей. В одной – об исторической подоплеке события, положенного в основу сюжета, другая – собственно программка с рассказом о композиторе, певцах и создателях возрожденной версии.
Следующие после Москвы остановки «Сигизмунда» – Варшава, Дортмунд, Амстердам. Ну и кроме того, видеозапись концертного исполнения оперы Винчи «Сигизмунд, король Польши» будет доступна на сайте Московской филармонии как минимум в течение трех месяцев. Правда запись, даже самая совершенная не может передать силу живого исполнения. А для того, чтобы в следующем сезоне попасть на живые концерты фестиваля «Опера Априори», можно уже сейчас приобрести абонемент № 29. Подробности на сайте Московской филармонии.
фото: Ира Полярная / Опера Априори