В Москве проходит I международный фестиваль «Зарядье»
Публика еще аплодировала Валерию Гергиеву и оркестру Мариинского театра, исполнившему «Болеро» Равеля в конце первого отделения концерта-открытия фестиваля, а на сайте medici.tv уже появился комментарий:
«Что-то грандиозное происходит в Москве: I Международный фестиваль «Зарядье». Его художественный руководитель Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра приглашают весь мир присоединиться к ним на шесть дней музыки… Эта русская традиция, представлять миру победителей конкурсов им. П.И. Чайковского началась с Вана Клиберна, продолжилась Владимиром Ашкенази, перешла к Денису Мацуеву. И теперь наступило время Александра Канторова – обладателя Гран При XVI конкурса Чайковского, прошедшего этим летом».
К новости приложено видео фрагмента: оркестр Мариинского театра играет в «Зарядье» «Рассвет на Москве-реке» из «Хованщины» Мусоргского. И по этому поводу сайт medici.tv тоже дает комментарий: «А еще есть и другие композиторы! Неудивительно, что выдающийся оркестр в одном из лучших залов мира представляет шедевры мировой классики».
И концерт-открытие фестиваля подтверждает этот вывод: прозвучали и Мусоргский, и Равель, и Фантастическая симфония Берлиоза, и 5-й концерт для фортепиано с оркестром Сен-Санса. В нем-то и солировал на фестивале «Зарядье» Александр Канторов.
Справедливости ради заметим, что концерт оркестра Мариинского театра значился не первым номером в афише фестиваля. За несколько часов до него в Малом зале Зарядье началось выступление финалистов конкурса Чайковского. Играли только Прокофьева. И как играли!
Сначала Сергей Редькин (фортепиано, III премия) выступил соло, затем пошли дуэты: Редькин аккомпанировал Анастасии Кобекиной (виолончель, III премия) и Софии Виланд (флейта, VIII премия). Никита Ваганов (кларнет, V премия) сыграл в сопровождении пятерых музыкантов – Ольга Волкова (скрипка), Айлен Притчин (скрипка, IV премия), Юрий Афонькин (альт), Анастасии Кобекиной и Сергея Редькина. А завершили программу в Малом зале пять мелодий Прокофьева для скрипки с оркестром в исполнении Редькина и Притчина.
Об этом и многом другом рассказал маэстро Гергиев, спустившийся к журналистам (нет ни с небес), с первого этажа из Малого зала, на минус первый – в закулисье зала Большого.
Валерий Абисалович, скажите, пожалуйста почему фестиваль проходит в зале «Зарядье» и назван его именем?
Мне кажется, совершенно естественным, что наш новый замечательный зал в центре Москвы через год после открытия осенью 2018 года проводит свой фестиваль. Я отвечал за строительство Зарядья, особенно за акустику. Для чего привлек знаменитого японского акустика Ясухиса Тойота (японский инженер, специалист по акустике, директор компании «Нагата акустикс» – комментарий ZN).
У фестиваля задача – продвигать зал «Зарядье»?
У нас не одна задача, но эта не в последнюю очередь. Что я и хочу подчеркнуть особенно. Мы привлекаем силы, включая лучшие музыкальные каналы мира – medici.tv, mezzo.tv и другие, для популяризации и создания глобальной репутации зала «Зарядье». Весь мир должен увидеть и услышать красоту и возможности этого зала. Ни один зал в мире не становится в день рождения сразу же знаменитейшим. Для этого нужны сотни концертов, большие музыканты выходят на цену и делают репутацию зала. А зал уже принимает, если хотите, акустически согревает артиста. Хороший зал так делает. Я думаю, что у нас впереди еще годы работы. Недавно сделан фильм о Зарядье, он пойдет по всему миру, в декабре – премьера. И 70 стран уже его приобрели. Но у нас нет дистанции в 30–40 лет. Через год-два мне бы хотелось, чтобы в десятках стран мира увидели и услышали, как здесь играют лучшие музыканты нашего времени от молодых до опытных мастеров. Это все вполне достижимые задачи. У нас хорошее начало. А в Большом зале 31 октября мы покажем оперу Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда» в костюмах с декорациями, с очень богатым световым решением. Зал задуман не только как концертный. У него огромные возможности для показа театральных спектаклей. И я особенно призываю зрителей прийти и увидеть эту театральную постановку. Это будет очень важное событие и, если хотите, испытание.
Почему в фестивале принимают участие только победители XVI конкурса Чайковского?
Уже в июне мы знали, что лауреаты знаменитейшего российского конкурса будут главными героями этого фестиваля. Но не только они. 2 ноября в дневной программе Страдивари-ансамбля Мариинского театра сыграет Струнный секстет «Воспоминание о Флоренции» Чайковского и Концерт для фортепиано с оркестром № 1 Шостаковича. Солировать будут Мирослав Култышев (фортепиано) и Тимур Мартынов (труба). В двух концертах-закрытия 4 ноября выступит Денис Мацуев, в свое время тоже победивший на конкурсе Чайковского, и Сергей Догадин (скрипка) сыграют с оркестром. И серебряные медалисты, и бронзовые медалисты конкурса Чайковского – это наша надежда. Уровень выступлений был настолько высок, что до последних секунд было не понятно, кто победит. И я поздравлял тогда и поздравляю сейчас всех, вышедших в финал. Москва первой узнала этих ребят, и уже наверняка по ним скучает. И если кто-то из них появится здесь только через год, а то и через два – это слишком большая дистанция. Мы всегда очень ждем этих музыкантов на российских сценах. Мне кажется, совершенно справедливо, что первым получил такую возможность зал «Зарядье». Конкурс привлек к себе музыкантов из 196 стран. Никому неизвестные на первых турах в финале конкурса они стали мировой сенсацией. В том числе и благодаря трансляциям medici.tv. Думаю, что через шесть дней, мы тоже подведем итоги. Но сейчас уже понятно, что фестиваль «Зарядье» будет ежегодным. И он будет собирать музыкантов со всего мира – из Северной и Южной Америки, Европы, Азии, России.
Сенсацией конкурса Чайковского стали новые номинаций, добавились состязания духовых – медных и деревянных. И они тоже в программе фестиваля «Зарядье»…
А миллионы юных музыкантов, которые учатся играть на флейте, трубе, знают, что и у них есть перспектива принять участие во всемирно известном конкурсе и на весь мир прославить и инструмент, и композитора, написавшего для него партию. Во многих партитурах Чайковского есть соло для валторны, гобоя, кларнета, трубы, фагота, флейты. Ну что там говорить, 6-я симфония Чайковского начинается с соло для фагота. Знаменитое соло для валторны – во второй ее части. В «Спящей красавице» солируют все духовые с первого до последнего акта. В этом громадном спектакле! Благодаря удивительной способности Петра Ильича сочинить не только 1 фортепианный концерт, но и «дать слово» другим инструментам. А завтра в Малом зале представит свою сольную программу из произведений Моцарта Мао Фудзита, а послезавтра – Александр Канторов.
Лауреаты XVI конкурса Чайковского играли с вами за рубежом, во Владикавказе, Санкт-Петербурге, Москве. Можно ли говорить о том, что за полгода, прошедших после конкурса Чайковского, их уровень вырос?
В шутку говорят, что растут не по дням, а по часам, но я скажу, что растут и от программы к программе. От нового фортепианного или скрипичного концерта к следующему, потому что главные наши учителя – это композиторы. Например, сегодня мы будем играть 5 концерт Сен Санса. И мне кажется, мы правильно поступаем, что даем сегодня и русских, и французских композиторов – и Сен-Санса, и Берлиоза, который ушел из жизни 150 лет назад. И незадолго до смерти говорил, что его самые счастливые дни жизни были связаны с последним приездом в Россию. В Петербурге и Москве он выступал с громадным успехом за полтора года до смерти. После этого жизнь его, к сожалению, не так радовала. И он унес с собой вот эти изумительные ощущения встречи с нашей публикой и нашей культурой. И мы очень ценим эти его слова. У нас звучат многие его произведения, оперы поставлены, даже «Троянцы». И здесь в Москве в «Зарядье» в первый день фестиваля мы с оркестром Мариинского театра сыграем его Фантастическую симфонию. И русскую музыку мы не забыли. «Иоланта» Чайковского в концертном исполнении позвучит 3 ноября. А на открытии сезона здесь же звучали все 6 симфоний композитора. У этого зала колоссальные возможности. И за шесть дней фестиваля мы вам их покажем.
Итак, фестиваль I Международный фестиваль «Зарядье» стартовал, сегодня его второй день из шести заявленных. И в афише два великолепных события: в Малом зале в 17.30 играет сольную программу из произведений Моцарта Мао Фудзита. Билеты на его концерт уже распроданы.
А в Большом – московская премьера оперы Клода Дебюсси «Пеллеас и Мелизанда». Это единственная законченная опера композитора. В основе либретто – одноименная пьеса Мориса Метерлинка. И билеты на эту постановку пока еще есть.
фото: Александр Шапунов