Ноябрьские «Перезвоны» и оперная дива в Концертном зале им. П.И. Чайковского
«Перезвоны» Валерия Гаврилина наверняка «согреют» тех, кто придет в Концертный зал им. Чайковского 25 ноября
На сцене Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга, дирижёр Владислав Чернушенко и Инструментальный ансамбль Симфонического оркестра Капеллы Санкт-Петербурга. Солисты – сопрано Елена Яскунова, Лариса Радченко, Екатерина Завацкая и тенора Олег Трофимов, Иван Пономарёв, Александр Горбатенко, Михаил Барашев. Чтец Андрей Павлов-Арбенин.
«Перезвоны» – симфония-действо для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца. Так сам композитор обозначил жанр произведения. Вдохновился он на его создание после чтения повестей и рассказов Василия Шукшина. «Рождалась» симфония два года в 1981–1982 и сразу предназначалась для Певческой капеллы Санкт-Петербурга. И с тех пор уже много лет являются одной из «визитных карточек» этого коллектива.
В интервью Гаврилин пояснял: «Перезвоны» задуманы как театральное представление по типу народной драмы с использованием света, движения. В этом случае весь замысел был бы совершенно ясен публике без объяснений. Разумеется, при филармоническом исполнении этой театрализации нет». Зато у слушателей больше возможности дать свободу своей фантазии, что поможет быстрее погрузиться в новогоднее настроение.
Концерт включен в программу филармонического абонемента № 10 «Мастера оперной сцены». Билеты – на сайте и в кассах Московской государственной филармонии.
26 ноября Концертный зал им. П.И. Чайковского встречает оперную диву – контральто из Канады Мари-Николь Лемьё. Певица выступает в сопровождении Барочного оркестра Национальной оперы Лиона «Bollenti Spiriti», дирижёр – Стефано Монтанари. В программу включены Stabat Mater для солистки и оркестра и арии из редко исполняемых опер Антонио Вивальди – «Фарнак», «Атенаида», «Олимпиада», «Тит Манлий». Запись оперы «Неистовый Роланд» – это второе, более известное название оперы «Роланд, мнимый безумец», с участием Лемьё удостоена премии Victoire de la Musique-2005.
Наконец-то российская публика получит возможность удостовериться, насколько оправданы похвалы в адрес Мари-Николь Лемьё, представленные в мировой прессе. Так, Opéra Magazine написала: «…Удивительная, потрясающая. Ее мастерски контролируемый голос справляется со всеми трудностями, его выразительная точность выходит далеко за рамки обычного исполнения». Opéra Online делает более детальный анализ данных певицы: «Ее вокальные качества – невероятное дыхание, головокружительные скачки между регистрами и прежде всего голос, наделенный глубоким тембром, способный легко переходить от нежности к яркой виртуозности – сочетаются с благородством, прекрасным чувством юмора, огромной жизненной энергией и коммуникабельностью, звучным смехом и способностью разделять чувства с публикой, дирижером и оркестром».
Мари-Николь Лемьё завоевала репутацию одной из лучших контральто современной сцены. Особую популярность ей принесло исполнение музыки барокко. Оперы Вивальди, идеально подходящие для голоса Лемьё, играют важную роль в карьере певицы. Они не только дают свободу ее гибкому и легкому контральто, но и позволяют раскрыться артистическому таланту исполнительницы, превращая концерты Мари-Николь в театральные представления.
Начало концерта в 19 часов. Торопитесь, до концерта всего пять дней, в кассах остались последние билеты.
29 ноября в Концертном зале им. П.И. Чайковского выступает Российский национальный молодежный симфонический оркестр, дирижёр – Максим Емельянычев. Солирует лауреат XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского Айлен Притчин (скрипка). Каждая из этих фамилий заставит сердце меломанов биться громче и чаще. А программа концерта усилит интерес.
Судите сами: звездный дуэт представит из сочинений трех титанов европейской симфонической музыки – Бетховена, Брамса и Дворжака. Для начала концерта, разминки, выбраны редко исполняемая «Трагическую увертюра» Брамса. «На второе» – Скрипичный концерт Бетховена. «На третье» – симфония № 9 ми минор, соч. 95, B. 178 («Из Нового Света») Дворжака.
Максим Емельянычев – один из самых успешных и востребованных в мире молодых российских дирижёров. Он окончил Московскую консерваторию, классы Александра Скульского и Геннадия Рождественского и сейчас выступает со многими известными симфоническими, камерными и барочными коллективами, в том числе с Национальным оркестром Капитолия Тулузы, Королевским симфоническим оркестром Севильи, Миланским симфоническим оркестром им. Верди, Королевским филармоническим оркестром Ливерпуля, Лондонским Королевским филармоническим оркестром, национальными оркестрами Лиона, Бельгии, Бордо. А кроме того, в прошлом и настоящем у 31-летнего маэстро – руководство двумя европейскими оркестрами и крупные международные проекты с Максом Эмануэлем Ценчичем, Алексеем Любимовым, Теодором Курентзисом, Джойсом Дидонато. А два месяца назад он возглавил Шотландский камерный оркестр, сменив на этом посту Робина Тиччати. 29 ноября Максим впервые встанет за пульт Российского национального молодежного симфонического оркестра.
Вместе с маэстро на сцену БЗЧ выйдет скрипач, лауреат XVI Международного конкурса им. Чайковского Айлен Притчин. Он – также выпускник Московской консерватории, выступает в известнейших концертных залах, в числе которых крупнейшие сцены Москвы и Санкт-Петербурга, венский Концертхаус, амстердамский Консертгебау, зальцбургский Моцартеум, парижский Театр Елисейских полей, Musikaliska в Стокгольме. Притчин – обладатель Гран-при Международного конкурса имени Лонг, Тибо и Креспен в Париже (2014) и ежегодного приза Ассоциации музыкальных критиков (2019). Он активно гастролирует по России, в странах Европы, Мексике, Канаде. С Максимом Емельянычевым Притчина связывает давняя дружба и творческое сотрудничество, меломаны помнят их интереснейшие камерные и большие симфонические вечера.
Российский национальный молодежный симфонический оркестр создан в сентябре 2018 года при поддержке Фонда президентских грантов и Министерства культуры Российской Федерации и развивается в рамках национального проекта «Культура». В роли куратора проекта выступает Московская филармония. Оркестр объединил более сотни талантливых музыкантов в возрасте до 30 лет. В своей работе оркестр сочетает отечественные музыкальные традиции и мировой опыт, решая три задачи – художественную, образовательную и просветительскую.
Уже в свой первый сезон (2018/19) РНМСО провел 40 концертов в 13 российских городах. Оркестр играл под управлением выдающихся дирижеров: Валерия Гергиева, Владимира Федосеева, Михаила Юровского, Александра Сладковского и Жан-Кристофа Спинози. С коллективом сотрудничают Денис Мацуев, Юлиан Рахлин, Павел Милюков, Дмитрий Маслеев, Сергей Догадин, Анастасия Кобекина и многие другие.
Молодежный оркестр много работает с дирижёрами старшего поколения. Встреча со сверстником, уже добившимся большого успеха на международной арене, станет для коллектива полезным опытом.
Начало концерта в 19 часов.