Лавров рассказал об Украине, отношениях с США и угрозе ДАИШ
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров дал интервью телеканалу "РЕН-ТВ", в котором прокомментировал ряд актуальных вопросов внешней политики нашей страны. При этом в центре внимания оказались ситуация в связи с нападениями на российские диппредставительства на Украине, санкции против России, отношения между Москвой и Вашингтоном и угроза со стороны террористической организации ДАИШ.
По словам главы МИД, "действия молодчиков, которые нападали на посольство России и наши генеральные консульства, в том числе врывались на территорию и срывали флаги (это сделал, по-моему, депутат Верховной Рады Украины с "говорящей" фамилией Парасюк), возмутительны".
"Честно говоря, мы не видим какой-либо реакции т.н. международного сообщества. Когда иранские граждане ворвались на территорию генерального консульства Саудовской Аравии, то поднялся достаточно серьезный шум. Мы присоединились к процессу, который был направлен на безусловную защиту дипломатических представительств, как того и требуют все конвенции, подписанные всеми государствами мира. В этом случае мы не видим какой-либо реакции со стороны наших западных коллег", - выразил свое недоумение он.
"Наши сотрудники имеют все необходимые средства, чтобы не допускать каких-либо противоправных действий, имеют средства защиты, но, безусловно, главным является пресечение подобной деятельности со стороны "кураторов" украинских властей. "Кураторы" имеют решающее влияние на нынешнее руководство в Киеве. Сегодня в очередной раз буду разговаривать на эту тему с государственным секретарем США Джоном Керри. Соответствующие сигналы мы послали и в европейские столицы", - сообщил Сергей Лавров.
Говоря об Украине, министр прокомментировал и ситуацию вокруг процесса над Надеждой Савченко и развернутой в этой связи антироссийской кампанией.
"Обвинение, выдвинутое в адрес Надежды Савченко, чрезвычайно серьезно: участие в преднамеренном убийстве российских журналистов в зоне конфликта. Их судьбой, как неоднократно подчеркивал МИД России, мало интересуются западные благодетели Киева, но Савченко "раскручивают" и используют ее личную, наверное, незавидную ситуацию в откровенно политических целях. Судя по всему, ей самой это нравится, и она этому активно подыгрывает. Это их выбор. Вы абсолютно правы, раскрутка идет непропорционально самой ситуации, как бы тяжела она ни была, и как бы серьезны ни были обвинения. Уже выдвигаются призывы ввести санкции против России, составить "список Савченко"", - отметил он.
"Вообще, санкции становятся заменой политики и дипломатии в действиях особенно наших американских коллег. В Вашингтоне уже прозвучали призывы ввести против России дополнительные санкции за то, что происходит в Сирии. И это в период, когда мы вместе с американцами на основе договоренности двух президентов продвигаем процесс урегулирования, приняли две резолюции Совета Безопасности ООН и создали МГПС с двумя регулярно встречающимися в Женеве целевыми группами, которые обсуждают вопросы укрепления перемирия и гуманитарной помощи. Тем не менее, из Вашингтона (правда, пока не из "недр" самой администрации, но уже среди влиятельных политиков) раздаются голоса с требованиям "наказать" нас и за Сирию. Хотя, повторю, мы работаем в Сирии по приглашению законного правительства", - посетовал глава МИД.
Вместе с тем Сергей Лавров отметил, что не стоит считать, что подобного мнения придерживаются абсолютно все представители американских властей. "Вы же знаете, что в Вашингтоне, извините, "много башен". Так что, наверное, это тоже необходимо учитывать. У меня очень хорошие личные, товарищеские отношения с госсекретарем США Джоном Керри, у нас есть какие-то личные симпатии друг к другу, мы обсуждаем вещи, которые не относятся к работе: занятия спортом, в принципе отношение к жизни. Он часто к нам приезжает, встречался несколько раз с президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным, со мной регулярно общается, в том числе по телефону каждые 2-3 дня. Последнее время у нас достаточно продолжительные контакты "на полях" различных мероприятий, мы регулярно общаемся, в т.ч. в связи с сирийскими делами. Я вижу в нем искреннего человека, профессионала, который хорошо знает ситуацию в мире, хорошо осознает истинные, законные, очищенные от всякой идеологии национальные интересы своей страны и который на основе своего ощущения выстраивает отношения с партнерами, в т.ч. с Российской Федерацией, продвигая интересы США, но делая это в стремлении найти баланс этих интересов с интересами партнеров. Это честная позиция. Мы, в общем-то, руководствуемся таким же подходом", - сказал он.
Говоря о российско-американских отношениях министр подчеркнул, что "мы исходим из нашей принципиальной позиции: работаем с США не для того, чтобы им понравится, чтобы они "помягчели" к нам, а работаем в тех областях, где наше взаимодействие действительно может иметь результат, который будет в интересах Российской Федерации". "Мы сотрудничаем с американцами по сирийскому урегулированию, потому что нам не нужно террористических образований на Ближнем Востоке, чтобы террористы, которые там воюют, затем начали беспокоить наших соседей и нашу страну", - добавил глава МИД.
В этой связи Лавров указал на наметившуюся тенденцию расползания террористической угрозы по всему миру. "ДАИШ активно обосновывается в Ливии и Йемене, где за этой войной, которая никому не нужна и которая то и дело вспыхивает, несмотря на периодические договоренности о перемирии и переговорах, многие забывают или не обращают внимания, что этим пользуются именно террористы, включая ДАИШ, которая, пока коалиция во главе с Саудовской Аравией воюет с хуситами и сторонниками бывшего президента Йемена Салеха "подбирает" плоды этого противостояния. Террористы осваивают те районы Йемена, которые сейчас не получают должного внимания ни со стороны правительства, ни со стороны оппозиции. В Афганистане ДАИШ тоже пускает корни, в том числе на севере, вытесняя талибов или пытаясь договориться с кем-то из них. Это очень опасная тенденция. И, конечно, ДАИШ в Ираке - это часть проблемы, которая связана с идеей создания "халифата" на территории Сирии и Ирака", - перечислил он.
"Вы правильно сказали, что если, даже не если, а когда (думаю, что это будет достаточно скоро) ДАИШ потерпит поражение в Сирии и Ираке, все равно придется заниматься "метастазами" это "халифата". Отличие ДАИШ от "Аль-Каиды" и любой другой до недавнего времени известной террористической организации в том, что это формирование первым объявило своей целью не просто нанесение ущерба тем, кого оно считает неверными, будь то в других религиях или внутри ислама, а о создании государства – "халифата". ДАИШ достаточно эффективно с этим справлялся до какого-то времени, налаживая жизнь на определенных территориях по своим варварским правилам. Однако многие люди, уставшие от войны, принимали и такие правила, лишь бы что-то было предсказуемым. Это достаточно опасная идеология, учитывая абсолютно бесчеловечные принципы, на которых основывается ДАИШ, пытаясь извратить ислам, привлекая сторонников путем спекуляции на неурегулированности проблем тех же самых палестинцев, других конфликтов на Ближнем Востоке, спекулируя на том, что западная цивилизация во главе с "Большим сатаной" несет только разрушение арабскому миру, не дает ему развиваться самому", - сказал министр.
Сергей Лавров также прокомментировал отношения с Евросоюзом, подчеркнув, что Россия заинтересована в том, "чтобы Евросоюз был крепким, самостоятельным". "Это, конечно, отдельный субъект международной жизни, но внешнеполитическая линия Евросоюза находится под сильнейшим давлением США. Мы хотим, чтобы Евросоюз был единым, чтобы он принимал решения, исходя из интересов своих стран-членов и "большой Европы", как они себя называют в целом", - пояснил он.
"Надеюсь, что нынешняя ситуация, в частности, кризис с мигрантами, послужит уроком для руководства этой структуры, в которой до недавнего времени сквозило: "Кто к нам попал – это цивилизованные люди". Было такое высокомерие, звучал поучительный тон, что у них с правами человека все в порядке, не надо даже заботиться о них, не надо их обсуждать в ООН или в Совете Европы, они сами разберутся. Права человека у других будут рассматривать. У них солидарность: если Россия косо посмотрела на кого-то из них (хотя на кого мы там косо смотрели?) они будут все солидарны в отношении такой неприемлемой российской политики. Сейчас миграционный кризис показал, чего стоит солидарность не в "тучные" годы, а когда приходит беда – каждый сам за себя", - констатировал Сергей Лавров.