Полад Бюльбюль оглы. Певец «страны огней».
22 января в Московском театре мюзикла советский и азербайджанский эстрадный певец Полад Бюль-Бюль оглы дал концерт в честь своего 75-летия. На вечере прозвучали знаменитые хиты в сопровождении Российского государственного симфонического оркестра кинематографии под руководством Сергея Скрипки и бигбенда имени Олега Лундстрема под управлением Бориса Фрумкина.
Полад Бюльбюль оглы – яркое явление в истории советской популярной музыки. Наряду с такими мэтрами эстрады, как Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Валерий Ободзинский.
Детство и юность Полада-«соловьиное горло» (как переводится псевдоним отца Полада, ставший частью его фамилии) прошли в Баку и в городе Шуша, имеющего славу «консерватории Кавказа». Его творческое будущее было предопределено с самого начала: к этому располагали как природные данные, так и перманентная музыкальная среда, в которой жил и воспитывался Полад.
Бюль-Бюль оглы с ранних лет занимался музыкой и вокалом, а музыкальную школу окончил по классу фортепиано. В 15 лет он уже аккомпанировал своему отцу на больших концертах. Затем была учеба в Азербайджанской государственной консерватории имени Узеира Гаджибекова, где с 1963 по 1968 он прошел курс композиции под руководством главного азербайджанского композитора – Кара Караева. В консерваторский период уже сформировались черты будущего ясного, современного стиля Полада, певца и композитора.
По воспоминаниям Мариам Игнатьевой, эстрадным певцом Бюльбюль-оглы стал почти случайно, в чем «виноват» Муслим Магомаев – его друг со школьной скамьи. Полад, сочинивший для Магомаева несколько песен, пришел вместе с ним на студию звукозаписи, где собрались работники радио и музыканты оркестра. По окончании записи развернулся разговор о проблемах сохранности фольклора, бережного отношения к народной речи, богатству средств художественной выразительности в мелодическом рисунке, характерности ритма. Полад сел за рояль и под собственный аккомпанемент спел две песни-баяты (традиционный азербайджанский лирический жанр – ВК). Собравшиеся горячо зааплодировали, начальство тут же предложило записать их и дать в эфир. После некоторых колебаний автор согласился, песни имели шумный успех.
Среди самых первых песен Полада – «Песня о Москве», «Песня о Сумгаите», «С первого свидания», «С добрым утром». В 1965 году молодой композитор написал песни «Вечерний Баку», «Бакинская осень», «Ты и я», «Фиалки», «Долалай», которые приносли ему первую известность и становятся шлягерами. В 1966 году Полад принимает участие в съёмках фильма «Сказки русского леса», пишет и сам исполняет песни в детективе «Следствие продолжается» режиссёра Али Саттар Атакишиева. В 1967 году на Всесоюзной фирме грамзаписи «Мелодия» выходит его первый авторский мини-альбом с песнями: «Шейк», «Позвони», «Ты и я», «Долалай». После этого к композитору и певцу приходит слава и народная любовь. А песня «Позвони» на стихи Гаджикасимова, вообще стала общесоюзным хитов и навсегда сделалась своеобразной визитной карточкой Полада.
По вокальным данным Полада Бюльбюль-оглы причисляют к типу лирического тенора. Его звонкий и, в то же время, нежный голос по диапазону и характеру исполнения близок к тенору-альтино. Пение отличается виртуозностью, прихотливыми фиоритурами и трелями, свободой в верхних нотах. В вокале Полада очень ярко выражены приёмы и мотивы азербайджанской национальной музыки – мугам.
Бюльбюль-оглы и писал музыку под себя. Его авторские композиции отличаются сложной нюансировкой тональных высот, нестандартными колоратурами и ориентированы на широкий вокальный диапазон. В своей певческой манере он ловко соединяет национальную традицию с элементами диско, рока и джаза. «Певец, я считаю, понятие не только и не столько профессиональное, сколько прежде всего душевное» – говорил Полад.
При этом композиторское наследие Полада весьма разнообразно. Помимо всем известных песен, он писал и крупные симфонические, и камерно-инструментальные опусы, мюзикл, вокальные циклы, музыку к кино (был композитором 20 фильмов) и драматическим спектаклям.
Роль Полада Бюльбюль-оглы-композитора во многом магистральна для современной азербайджанской музыки. Он, подобно своему отцу – основоположнику азербайджанского музыкального театра, создал целое направление в советской эстраде, инкорпорировав в современные ритмы и гармонии черты национального мелоса. Эти тенденции впоследствии были подхвачены и активно развиваются до сих пор.
Как пишет музыковед Ф.Агамалиев: «Краски его музыки – это краски родного Азербайджана. Он поёт о нём, и словно бы в самую душу людей вливаются прохлада горных вершин, звон студеных ключей, пенье родных соловьёв. В его музыке блестящим ключом бьёт неуловимая фантазия и энергия, ему ведомы самые разные суперсовременные ритмы – все написанные им произведения своими корнями уходят в национальную азербайджанскую музыку».
Александра Пахмутова как-то заметила: «У него есть все, что необходимо композитору для работы во всех жанрах, — яркое, темпераментное дарование, прекрасная профессиональная школа, естественное ощущение народности. Поэтому в огромном потоке современной музыки песни Полада всегда легко узнать».
В свои 75 Полад по-прежнему полон своей привычной творческой энергии. На юбилейном концерте, на сцену выходили его сын и внучка, также нашедшие себя в музыкальном мире.
Обладатель множества наград и титулов, на сегодняшний день Полад Бюльбюль-оглы – единственный представитель азербайджанской культуры, имеющий именную звезду на Площади звезд в Москве.