Озеров: «Буду делать все, чтобы в Ереване, Баку и Тбилиси нас встречали хлебом-солью»
Гость программы "Трибуна" Виктор Озеров, председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, сенатор от Хабаровского края.Прдолжение. Начало см. Виктор Озеров: "В законе о противодействии терроризму ряд моментов нужно уточнить"
- Как вы считаете, будет ли Россия в перспективе отказываться от призыва в пользу контрактной армии?
- Не могу ответить, конечно, за всю Россию. Но могу высказать свою точку зрения. Сегодня изменилась и природа ведения боевых действий, и сами боевые действия, и возможная война будет непохожа на предыдущие войны, но все равно, количество подготовленного военного контингента – это всегда критерий уровня боеспособности вооруженных сил, а значит, суверенитета и территориальной целостности любого государства. Поэтому нам необходимо готовить наши кадры запаса. Кроме того, служба в рядах Вооруженных сил делает из мальчишек мужчин, они совсем другими возвращаются из армии. Армия –школа жизни, школа воспитания, школа подготовки к большой самостоятельной жизни, школа дисциплины. Армия учит планировать, ставить задачи, зная, что их приходится решать иногда через тяготы, лишения, но настойчиво продвигаясь вперед. Поэтому моя точка зрения - Россия не должна отказываться от прохождения военной службы по призыву.
- Один год в армии, на ваш взгляд военного офицера, это много или достаточно?
- Из года в год растет количество контрактников, которые проходят службу в рядах вооруженных сил. Поэтому на основные специальности, требующие большого опыта, работы с высокоточной, дорогостоящей техникой, идут контрактники. Авиационные части, Военно-морской флот, ряд других специальностей, которые сегодня есть в нашей армии, мы замещаем контрактными должностями. Но есть достаточно много должностей, начиная и от механика-водителя БМП или танка, наводчика-оператора, которые за год ребята успевают освоить.
- Военные сборы для резервистов. Как они проходят и кого касаются?
- В законе о воинской обязанности и военной службе предусмотрена служба в запасе, и в том числе через прохождение военных сборов и проверок. Военные сборы должны быть не чаще, чем раз в три года. В общей сложности гражданин, находящийся в запасе, может быть призван всего не более, чем на 12 месяцев за всю жизнь с сохранением средней заработной платы, которая должна предоставляться по месту его работы или службы. За уклонение от прохождения военных сборов предусмотрены меры административной и уголовной ответственности. На должностных лиц, которые не направляют или не выплачивают среднюю заработную плату, можно наложить штраф до 500 тыс. рублей.
Есть еще проверочные сборы. Проблемы здесь есть. Они связаны с накопившимися проблемами Вооруженных сил - то мы военкоматы оставили без военных людей, то эти военкоматы стал межрайонные, ослабла работа по изучению личного состава воинских частях. Прошлогодние учения показали, что иногда мы только на пятом или шестом призывнике находили того, кто прибывал до укомплектования во время проверок.
Совет Федерации здесь не стоит в стороне. В прошлом месяце мы на базе Академии государственной защиты, где есть специальный институт, связанный с мобилизационной подготовкой, провели выездное заседание, где рассмотрели ход реализации закона о мобилизации и мобилизационной подготовке. Необходимо выстраивать ту отрегулированная систему, которая была в Советском Союзе. Министр обороны придерживается позиции, что хотя бы военным комиссаром должен быть человек в погонах, с которого можно было спросить. Налаживается и изучение приписного состава. Но проблемы здесь существуют, хотя законодательно отрегулировано.
Наверное, на первом этапе, в том числе и у министра обороны, стояли другие задачи – решить проблемы действующих частей, разложить ход боевой учебы. Я знаю Сергея Шойгу давно, и у него нерешенных вопросов оставаться не должно. Думаю, что и в вопросе проведения военных сборов будет наведен порядок, и мужчины, находящиеся в запасе, будут иногда вспоминать о тех славных месяцах военной службы в рядах Вооруженных сил.
- Виктор Сергеевич, мы находимся с вами на "Вестнике Кавказа". Какое у вас отношение к этому региону, как часто вы там бываете?
- Первый мой приезд на Кавказ был связан с осетино-ингушским конфликтом. Я был одним из членов комиссии, которая занималась проблемами этого конфликта, и тогда у меня не времени посмотреть Кавказ. Куда бы я ни приезжал в Российской Федерации, это наша земля, наша территория. Мы у себя дома. Но Кавказ, горы, воздух, история древняя восхищает.
В ходе последней поездки в Ингушетию мы, как только приземлились, сразу пересели в вертолет и полетели открывать в горной части Ингушетии спасательный центр МЧС. Летели, сверху смотрели на природу. Я родился и вырос в Сибири, сейчас живу на Дальнем Востоке. Для меня Кавказ – это свободный воздух гор и люди. Вспоминаю первое застолье там, когда президентом Северной Осетии был еще Ахсарбек Галазов. Помню разнообразный кавказский стол, до сих пор не перестаю восхищаться. Когда говорят "пойдемте пить чай", то это может затянуться на два-три часа, и, естественно, не чаем. Поэтому я всегда с удовольствием возвращаюсь на Кавказ, с удовольствием встречаюсь с людьми, особенно мне нравится встречаться с людьми старшего поколения. Всегда прошу – давайте к аксакалами заедем побеседуем, как они там на нас молодежь смотрят с высоты своих прожитых лет.
У меня много друзей, с которыми я работал в военном училище, в Военной академии, в Совете федерации. Во Владикавказе бываю каждый год, там у меня друг с лейтенантских лет, семьями друг к другу ездим с удовольствием. Для меня Кавказ – часть России, в которой мне приятно бывать.
- На Южном Кавказе бывали?
- Конечно, бывал неоднократно. Кстати, в Ингушетии меня спрашивали там о перспективах партии Ильхама Алиева на парламентских выборах в Азербайджане. Я ответил, и очень рад, что не ошибся. Трудно было ошибиться.
Грузия, к сожалению, сегодня становится не той Грузией, которая тепло встречала и обнимала любых гостей с любой территории Советского Союза или РФ. Но думаю, время лечит, оно вылечит и грузинских политиков, тем более что люди там остались дружелюбными, гостеприимными, они помнят историю и всегда говорят - это нас политики рассорили. Вот я как политик делал и буду делать все от меня зависящее, чтобы, будь мы с вами в Ереване, в Баку или в Тбилиси, нас встречали хлебом-солью и провожали тоже как близких родственников. В этом будущее Кавказа, и никто не сможет этот гордый, любящий свою историю народ заставить жить вне законов гор, а эти законы не терпят малодушия, они не терпят измены, они любят смелых, храбрых и настойчивых людей. Такие люди живут на Кавказе.