Театр «Глобус». История перед лицом неизвестности

Накануне стало известно, что знаменитый лондонский театр «Глобус» – тот самый, что в 1997 году воскресил память о своём легендарном предшественнике – «Глобусе» Уильяма Шекспира – оказался под угрозой закрытия. Да, по той же самой причине, что и многие культурные учреждения мира в настоящий момент. По данным издания Variety, период простоя из-за пандемии обернулся «катастрофическим» ударом по финансовым возможностям театра. Туманная судьба «Глобуса» встревожила английское культурное сообщество, и руководство театра направило документ с просьбой о помощи в парламентский комитет по делам культуры. Цена спасения – около 5 млн футов.

История с «Глобусом» в некотором роде символична как для сегодняшнего театра, так и для сегодняшнего состояния мира вообще. И ZN попросил ведущего отечественно шекспироведа, доктора искусствоведения, заведующего кафедрой истории зарубежного театра РАТИ – ГИТИС Алексея Бартошевича поделиться мнением о том, чем в принципе является «Глобус» – театр, хранящий (пока ещё) дух Шекспира:

"Значение шекспировского театра «Глобус» (имею в виду театр, построенный актерами труппы Ричарда Бёрбеджа в 1599 году) определялось прежде всего тем, что труппа Бёрбеджа была лучшей в Англии, и для неё (только для неё) писал пьесы Шекспир. История «Глобуса» не была слишком долгой. В 1613 году он сгорел дотла и был выстроен заново, а в 1644 году был, как и другие театры Лондона, разрушен пуританскими властями.

Начиная с конца ХIX века многими людьми британской сцены овладела мечта создать копии шекспировского театра, чтобы играть Шекспира и других елизаветинцев [условное обозначение английской драматургии эпохи конца XVI – первой четверти XVII вв. – ZN] в том пространстве, для которого они были написаны. Было сделано немало попыток эту мечту осуществить. Копию «Глобуса» построили даже в Японии, а несколько лет назад по инициативе и на деньги одного московского энтузиаста временная копия шекспировского театра была водружена в Ниде, на литовской Куршской косе – ровно на один день, когда там показали однодневный шекспировский фестиваль.

Понятно, что чаще всего эта идея возникала у англичан. Но только один из подобных замыслов был доведён до конца. Творцом этой идеи был американский актёр Сэм Уонамейкер, посвятивший последние годы жизни осуществлению мечты построить на берегу Темзы, недалеко от места, где стоял сам театр XVI века, точное, основанное на началах научной реконструкции, воспроизведение шекспировского театра. Поиски средств на строительство и сами работы оказались долгими и трудными. Сам Уонамейкер не дожил до открытия театра, которое состоялось в 1997 году. Каждому, кто приедет в Лондон (вернётся же когда-нибудь эта благословенная возможность), я решительно советую пойти в «Глобус» – его ждёт захватывающее переживание: он окажется в божественно прекрасном театральном пространстве и сможет ощутить дух подлинного Шекспира. Но при одном условии. В «Глобус» нужно идти в первой половине дня, предназначенной для посещения туристов. Вы переступаете порог этого изумительного сооружения, которое само по себе – великое театральное зрелище, великое театральное переживание.

Но – тут я, кажется, несколько шокирую читателей. Я очень не люблю спектакли, разыгрываемые на этих подмостках. С моей точки зрения, эти спектакли, почти без исключения, плохи. Можно реконструировать здание театра, его зал и подмостки, но нельзя, бессмысленно и невозможно реконструировать спектакли шекспировского времени. Современные актеры и современная публика не способны превратиться в елизаветинцев, как бы они ни старались. Сами эти попытки чреваты лицемерием. На этих священных подмостках в наше время разыгрываются представления, беспомощные с точки режиссуры, которой в сколько-нибудь современном смысле там попросту нет: она замещена безвкусным нажимом, надсадным криком и безбожным наигрышем. Эстетически невинная туристическая публика при этом способна ловить кайф, что никоим образом не делает спектакли «Глобуса» художественно состоятельными.

Уверен, что многие со мной категорически не согласятся, но тут уж я ничего не могу сделать.

Разумеется, я противник всяких покушений на театры, лондонских или московских, любых попыток закрыть любой из них.  Понятно, что, как и все разумные люди, буду только рад, если театр сумеет пережить тяжелые времена и возобновить свою деятельность. Но главное для меня лично – лишь бы само это пространство сохранилось, чтобы люди могли входить в него, испытывать головокружительное наслаждение его совершенством и силой воображения, «очами своей души» видеть на голых досках сцены  великие тени подлинных шекспировских героев". 

 

Примечание редакции: до 1 июня на платформе TheatreHD/Play можно посмотреть спектакль «Глобуса» «Комедия ошибок» в постановке Бланш МакИнтайр (в доступе есть русские субтитры).