В Италии предлагают вернуть религиозное искусство в храмы

Айке Шмидт – директор знаменитой галереи Уффицци – флорентийского музея, являющего самым представительным хранилищем шедевров итальянского Возрождения – предложил рассмотреть инициативу передачи некоторых произведений религиозного искусства в церкви. В качестве примеров он называл такие знаковые опусы, как «Мадонна Ручеллаи» Дуччо (1275 г.), изначально написанная для базилики Санта-Мария Новелла.

Мотивом подобного предложения послужила необходимость реагирования на последствия пандемии коронавируса, в результате которого тысячи музеев по всему миру оказались без посетителей. Айке Шмидт видит выход в том, чтобы «диверсифицировать экспонаты по разным площадкам, создав “рассеянный” музей за пределами галереи», сообщает The Art Newspapers. Кроме того, так может быть решена проблема музейных хранилищ, в которых хранятся сокровища ренессансной живописи, скрытые от глаз искусствоведов и любителей искусства.

У данного предложения есть закономерное оправдание – произведения на религиозные сюжеты создавались для культовых целей и для конкретных храмов, так что передача их в фонды последних – есть всего лишь восстановление исторической и эстетической справедливости, во многом нарушенной в периоды, когда картины вынуждено перевозили в музеи в целях сохранности.

При этом формально акт передачи «святых» в соборы не сопряжен с особыми юридическими трудностями, так как многие католические церкви в Италии входят в Фонд религиозных зданий – государственное учреждение, которое, более того, возглавляет тот же Айке Шмидт. То есть, картины просто поменяют «место прописки», а не юридического владельца.

Так или иначе, инициатива Шмидта не была воспринята однозначно. Главным опровергающим доводом является соображение неравнозначных условий хранения и обеспечения безопасности бесценных экспонатов, которые может предоставить музей и церковь. Кроме того, будучи широко «диверсифицированы» по разным площадкам, произведения если и обретут вновь свой аутентичный контекст, то перестанут создавать наглядность эволюции в истории живописи, как это происходит сейчас – в музеях, основная искусствоведческая задача которых – каталогизация фондов и их систематическая репрезентация. Разумным кажется – индивидуальный подход к каждому конкретному случаю.