«Неслучившаяся культура». Театры и музыканты реагируют на необходимость возврата билетов
За прошедшие почти три месяца карантина мировая культура оказалась одной из самых пострадавших от пандемии сфер. Отменялись спектакли, концерты и выставки, билеты на которые очень часто покупались сильно заранее. Правительство РФ обязывает организации возвращать деньги за невостребованные билеты и абонементы, которых на сегодняшний день у россиян около семи миллионов. ZN опросил тех, кому приходится возвращать деньги, дать свои комментарии.
Крупные государственные организации делали это и ранее, не видя в том никакой проблемы. Например, в пресс-службе театра имени Евгения Вахтангова сообщили, что «возврат средств зрителям, которые приобрели электронные билеты на спектакли Вахтанговского театра на нашем официальном сайте или на сайте Ticketland.ru осуществлен полностью еще в середине мая». Деньги за бумажные билеты начнут возвращать с открытием театральных касс – с 16 июня».
Но даже бюджетные коллективы испытывают определенные сложности в связи с отсутствием билетной прибыли. «Зрители сдавали билеты достаточно активно, но при этом много и тех, кто готов ждать репертуара на сентябрь и октябрь, – говорит директор московского Центра драматургии и режиссуры Анна Волк. – Им мы предложим посетить спектакли в следующем сезоне с билетами на несостоявшиеся показы с марта по май. Театр, конечно, пострадал: минус два с половиной месяца проката спектаклей, минус два больших гастрольных зарубежных проекта. Безусловно, мы очень ждем помощи от правительства по части возмещения так называемых “выпавших доходов”. Частично она уже была оказана, но, конечно, пока не в том объеме, каковы наши реальные потери».
Однако, наиболее уязвимыми оказались частные организации и коллективы, залог выживания которых – самоокупаемость.
Екатерина Антоненко, руководитель вокального ансамбля Intrada:
«С одной стороны, вроде бы абсолютно справедливо – вернуть деньги за несостоявшиеся концерты. Но в то же время слушателям важно понимать, что это означает для концертных залов и продюсеров, а в конечном счете и для музыкантов-исполнителей. В данный момент, на первый взгляд, на нашем коллективе это постановление никак не отражается – вокальный ансамбль Intrada чаще всего получает заранее фиксированный гонорар за участие в концерте, а не процент от продажи билетов. Сейчас мы оказались в очень тяжелом положении, т.к. наш коллектив не является государственным и существует только за счет концертных гонораров. И я понимаю, что в будущем ситуация с возвратом билетов на концерты не может не сказаться и на нас – у концертных организаций и продюсеров просто не будет достаточно денежных средств на оплату гонораров исполнителей, и в первую очередь это отразится на таких коллективах, как наш, который не имеет государственной заработной платы. В сложившейся ситуации будущее концертной индустрии оказалось наиболее уязвимо. Здесь очень важны дальнейшие шаги поддержки со стороны государства, но уже сегодня каждый слушатель может поддержать свой любимый фестиваль или концертный зал, не сдавая приобретенный билет на концерт».
Павел Сербин, художественный руководитель оркестра Pratum Integrum:
«Наш коллектив пока пострадал, потеряв два концерта в апреле и июне в Зарядье, а также ряд концертов летом. Это были большие проекты, требовавшие большого финансирования, и люди, купившие билеты, получили их стоимость обратно. Оркестр не получил никаких компенсаций, но у нас по крайней мере было время, чтобы проинформировать наших музыкантов об отмене концерта. Они отнеслись к этому с пониманием. Июньский концерт перенесен на следующий сезон. Я затрудняюсь сказать, как именно решается ситуация в больших концертных организациях. Думаю, что им нелегко, так как на период изоляции нужно было продолжать платить зарплаты сотрудникам, много денег было вложено в проекты, но уже не вернётся и т.д. Мы до 15.07 не можем сказать, пострадаем ли осенью. Всё зависит от распоряжений Роспотребнадзора по публичным мероприятиям. Конечно, если в зале на 500 человек можно будет разместить 50 или даже 100, а нам надо будет жить со сбора концерта, то шансов выйти в ноль мало. Даже если повторять программу дважды. Это касается концертов, которые мы организуем своими силами. Способы выхода из положения будем искать после решения Роспотребнадзора».
Продюсерская компания Apriori Arts Agency на своих официальных страницах в Фейсбуке и Инстаграме запустили кампанию #saveoperaapriori в поддержку Международного фестиваля вокальной музыки «Опера Априори» и его создателя Елены Харакидзян. Известные российские музыканты, много лет сотрудничающие с независимым агентством, и зарубежные оперные звёзды, выступавшие на фестивале «Опера Априори» в разное время, записывают видео с призывом не сдавать билеты или, наоборот, купить их на концерты фестиваля вне зависимости от того, состоятся ли они и удастся ли их перенести. Фестиваль – частная инициатива его создателя, не имеющий ни государственной поддержки, ни крупных частных спонсоров. Он выживает исключительно благодаря продажам билетов, партнёрским бартерным программам и небольшой помощи зарубежных культурных центров и посольств, поддерживающих приезд своих артистов и композиторов время от времени.