Сергей Рыбаков: "Главная задача национальной политики - изучение истории и культуры"
Гость программы "Трибуна" Сергей Рыбаков, заместитель председателя комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, сенатор от Владимирской области.
- Когда мы говорим о сохранении памятников культуры, встает вопрос финансирования. Как, на ваш взгляд, можно привлечь инвесторов?
- Памятник не достаточно отреставрировать. Если в него не вдохнуть жизнь, если он не будет использоваться, он снова начет разрушаться. В Москве, в Санкт-Петербурге проще найти инвестора, но в малых это проблема. В реставрации есть масса системных проблем. Расценки очень высокие, бывает, что они завышены в два раза. У нас вообще строительство дорогое, даже строительные работы, а реставрация особенно.
- При этом она должна быть хорошего качества, но ведь бывает, что после реставрации внешний вид здания становился еще хуже.
- Беда в том, что цены высокие, а качество не вполне. Сейчас практика построена таким образом, что конкурсы и работы после конкурсов выглядят, как на обычной стройке. Это смертельно для реставрации. Я даже не хочу это связывать с последними событиями в министерстве культуры. И дело даже не в персонале, а в том, что выстроилась система, которая не позволяет реагировать на эти проблемы. К этому ведут высокие расценки реставрации и какая-то неповоротливость системы. Если регион дотационный, то объекты там реставрируется только из федерального бюджета по программе "Культура России". А по этой программе можно реставрировать только объекты, находящиеся в федеральной собственности. При чем это не зависит от значения самого объекта. Но областной бюджет просто не может это осилить. А у нас выделяют несколько миллионов в год на всю реставрацию.
Сейчас архитекторы поднимают вопрос обезличенности, которой реставрация этого не терпит. Выиграет конкурс некая фирма, которая нанимает на субподряд архитекторов, реставраторов, других специалистов. В архитектуре мы вообще ушли от понятия архитектора как личности, персонально отвечающего специалиста. В итоге мы сталкиваемся с некачественной реставрацией.
Но главной проблемой для объектов культурного наследия я считаю падение культурного уровня наших людей. В малых городах объекты культурного наследия и просто дома, составляющие историческую застройку, находятся в частной собственности. И человек просто отдирает красивые наличники, другие элементы декора, причем не из-за ветхости, а в силу своих эстетических представлений, обвивает дом каким-то дурацким пластмассовым сайдингом. Сейчас люди повально обкладывают деревянные дома силикатным кирпичом, под которым гниют бревна. Утрачено чувство красоты. Иногда приходится видеть в исторических поселениях жуткую картину: красивый дом, обнесенный забором из профнастила, покрашенный ужасной зеленой краской. Мы единственная страна, где из этого профнастила заборы делают. Никакими запретами ничего не сделаешь, пока человек искренне не будет понимать то, что он делает.
- Это нужно прививать с детства. Так мы с вами плавно переходим на тему образования, культуроведения.
- Проблема образования налицо. Пение и рисование сейчас не в чести в средней школе, к сожалению. А это гуманитарные предметы, которые выковывают личность. Но они не нужны при сдаче ЕГЭ.
- В Москве есть предмет москвоведение. А в малых городах есть предметы, которые говорят о истории родной земли, на которой находится школа?
- Очень мало где. Почему-то представители местной элиты не напрягаются на эту тему, среди молодежи не пропагандируют любовь к своему городу. Часто местные жители мало что знают о богатейшей истории своего города. Они считают, что их город – маленькая убогая деревенька, из которой, если повезет, нужно уехать в приличный город.
- Россия в этом плане богатая интересная страна, огромное количество народов, есть регионы, в которых живут до 80-90 национальностей, народностей. Каждый из этих этносов имеет право на то, чтобы считать эту землю своей родиной. Как вы относитесь к тому, когда на таких территориях отдельная национальность или этнос начинает проявлять свое превосходство или считать, себя исключительным, более "родным" для этой земли, чем другие?
- Ответ очевиден. Вы, задавая мне такой вопрос, делаете отсылки к таким недопустимым вещам как превосходство, исключительность. Я по своей научной биографии доктор наук, занимался теорией этноса. Это тема очень глубокая. Мы часто слышим о том, что должна быть взвешенная и грамотная политика. А конкретно, что надо сделать? Я считаю, что главной задачей национальной политики является изучение истории и культуры. Как только человек погружается даже в свою народную культуру, он преображается. Я видел ребят, детей, которые участвуют в национальных ансамблях, занимаются народными песнями, народными танцами, народным творчеством. Это другие люди, потому что человек понимает, что за этим стоит не просто какая-то абстрактная урбанизированная жизнь, а пласты культуры, история. Человек через изучение своей культуры начинает с большим уважением относиться и к другой культуре, потому что он тогда без лишних слов понимает, что за культурой стоят столетия, тысячелетия, многие поколения, труд, общение, традиции. Потом через эти занятия, через эти коллективы, через чтение книг происходит приобщение, постепенно люди включаются в межнациональное общение. Вот я считаю это главным рецептом, потому что заклинания можно произносить сколько угодно, но они не возымеют силу, пока человек не станет глубже, пока к его поверхностному пустословию не прибавится настоящая глубина. Тогда такие вопросы даже возникать не будут.
- Изучение истории своей родной земли, тех народов, которые совместно здесь проживают, глубокое изучение какого-то предмета всегда наполняет человека любовью к тому или другому предмету. Так мы переходим к теме патриотического воспитания, потому что если человек любит свою землю, он будет патриотом своей страны.
- Здесь я не могу не вспомнить слова Владимира Владимировича Путина о том, что патриотизм это и есть наша национальная идея. Патриотизм, основанный на понимании, изучении и продвижении, пропаганде родной культуры, родной традиции, обычаев и родной истории, является тем, вокруг чего может сплотиться нация, это и есть национальная идея.
- В июне этого года во Владимире пройдет крупный парламентский форум "Историко-культурное наследие России". Чего вы хотели бы добиться на этом форуме?
- В плане сохранения памятников истории и культуры нужны изменения. Кстати, в моем соавторстве проходит закон о защитных зонах. Это временные зоны, до утверждения охранных зон вокруг объектов. У нас сейчас разработано от 14 до 30% охранных зон, все остальное не охраняется.
Есть неопределенность с Союзом писателей, с распространением книг. Хотя на достаточно высоком уровне проведен Год литературы, книжные магазины закрываются, из малых городов они уходят. Эта тема требует особого внимания. Интересный проект есть у Российского книжного союза – "Литературная Россия". Мы приглашаем их на форум, и они будут рассказывать о своей практике. Они приезжают в каждый регион и предлагают губернатору сотрудничество. И у них есть развернутая программа книгораспространения и книжной пропаганды.
По объектам материальной культуры нужен закон, будем тщательно его прорабатывать. Думаю, что наш форум послужит толчком к тому, чтобы мы перешли к практическому формированию единого реестра на всю страну, на все регионы. Пока он разбросан по разным документам.
На форуме будет молодежная секция, посвященная вопросам патриотизма и идентичности. Интересно посмотреть глазами молодых и подумать, как привлечь к этому молодых.
В рамках форума будет отдельное мероприятие по развитию туризма в малых городах. Какой новый закон, новое постановление в правительстве или распоряжение в министерстве ни принимается, в большинстве случаев создается ощущение, что это пишется из Москвы, это взгляд из московского окна. Так нельзя. Многое в малых городах происходят совершенно по-другому, чем в Москве, Петербурге и областных городах. Много говорят о роли частного бизнеса в сохранении культурного наследия. Но у частного бизнеса не тот масштаб, чтобы освоить объект. Есть малые города с прекраснейшим культурным наследием. Каждый такой малый город – огромная ценность, это жемчужина, и мы не имеем права перекладывать его проблемы на плечи районной или городской администрации.