Евгений Водолазкин представил новый роман
В продажу поступает новая книга Евгения Водолазкина "Оправдание Острова". 26 ноября она была представлена онлайн на пресс-конференции в ТАСС. О книге рассказали сам автор Евгений Вододлазкин и его редактор и издатель Елена Шубина, руководитель одной из самых «плодовитых» редакций в группе Эксмо-АСТ.
По словам Евгения Германовича, в романе несколько исторических пластов и сюжетных линий, соединяющих две эпохи – древность и современность. События комментируют два персонажа, каждому из которых по 340 лет. И про все это французский режиссер снимает фильм. Интрига, похоже, закручена лихо и смело. К чему нам не привыкать: каждый роман Водолазкина можно назвать новаторским и по форме, и по сюжету, и по теме.
На вопрос, почему опять Средневековье, Водолазкин отвечает: «Это было неплохое время. В нем не так много мракобесия, как принято считать. И гораздо меньше человеческих жертв, чем в наше время. Человек считался неприкасаемым. Цена его жизни была выше, и людей погибло гораздо меньше, чем в ХХ и ХХI веках. Нынешние трактовки истории всегда партийны, кто бы их не давал. Современники оценивают историю сбоку. А в Средние века на нее смотрели сверху».
Действие нового романа разворачивается на Острове, которого нет на карте, но существование его не вызывает сомнений. Территория не упоминается в учебниках, но события – узнаваемы. Средневековье переплетается с современностью, трагизм – с иронией. На острове соседствуют светлейшие князья, хронисты и пророки, повелитель пчел и говорящий кот. Согласно древнему предсказанию, Остров ждут большие испытания: земля уходит из-под ног. Как с этим справятся герои книги?..
Евгений Водолазкин – один из самых популярных авторов нашего времени. Ежегодно в редакции Елены Шубиной выходит по одной его книге. В этом году – даже две. А кроме того, театры ставят произведения писателя. На Другой сцене Современника уже несколько лет идет «Соловьев и Ларионов». Ближайшая премьера во МХАТ им. Горького – «Лавр».
Премьера спектакля назначена на 12 декабря. «Я отношусь к этой постановке с большим интересом, – говорит автор. И буду на премьере. Лавра играет Певцов, а старца Никандра – Леонид Якубович. То, что я видел, мне показалось достойным. И я много жду от этого спектакля».
И мы ждем открытий и откровений от новой книги Евгения Водолазкина «Оправдание Острова». Напоминаем, что 27 ноября в книжные магазины должна поступить ее печатная версия, и не за горами – электронная и аудио. По словам издателя Елены Шубиной, книги Водолазкина выходят большими тиражами, но никогда не залеживаются на прилавках.
Zond предлагает вашему вниманию отрывок из новой книги:
Глава первая
Феодор
Прежде у нас не было истории. Память хранила отдельные события, но только те, которые имели свойство повторяться. Оттого существование наше как бы шло по кругу.
Мы знали, что за ночью следует день, а за зимой весна. Эти круги дают светила, плавающие по небесной тверди, и предел их странствия год. Год был и естественным пределом нашей памяти.
Мы смутно помнили о страшных ураганах и землетрясениях, о свирепых зимах, когда замерзало Море, о междоусобных войнах и нашествиях иноплеменников, но когда они были, определить уже не могли. Говорили только: это случилось однажды летом. Или же: это случилось весной, много весен тому назад. И оттого все ураганы слились для нас в один большой ураган, а междоусобные войны превратились в одну бесконечную войну.
С крещением мы услышали слово Священного Писания, а раньше слышали только ветхие слова друг друга. Эти слова рассыпáлись в прах, ибо сохраняется лишь то, что записано, а до крещения и письменности не было.
А потом на Остров прибыли книги, и мы узнали о событиях, что были до нас, и это помогло нам понять события нынешние.
Теперь мы знаем, что человеческая история имеет начало и стремится к своему концу. С этими мыслями приступаем к изложению мимотекущих лет.
и событий.
Господи, благослови.
Парфений
Историю Острова писали монахи. Ничего удивительного: лишь сосредоточенный на вечности способен отразить время, а земное лучше всего понимает тот, кто думает о небесном. Да и время тогда было другим — вязким, тягучим. Не таким, как нынешнее. В детстве время медленное, оно тянется, но потом берет разбег и к концу жизни уже летит. Вещь, в общем, известная. Не похожа ли жизнь народа на жизнь отдельного человека?
Полагают, что первые главы хроники принадлежат перу иеромонаха Никона Историка. За всю историю своего существования рукопись ни разу не покидала стен Спасо-Островного монастыря: это было строжайше запрещено. Находясь в священном пространстве, история, по мнению хронистов, была защищена от подделок. Сейчас с историей обращаются свободно: пишет ее кто угодно и где угодно. Не в этом ли причина многочисленных фальсификаций?
Запрет выносить хронику из монастыря не отменял возможности ознакомления с ней
в монастырских стенах. Во всяком случае, для правящих князей. Считалось (и до сих пор считается), что знание прошлого необходимо тем, кто находится у власти. Эта мысль кажется мне справедливой. Справедливо, правда, и то, что знание истории никого еще не уберегло от ошибок.
В дни благочестивого князя Феодора наш Остров был крещен. А до этого князя звали не Феодором, а Александром. И он не был благочестив. И правил лишь северной частью Острова, но в междоусобной войне захватил южную часть и стал князем всего Острова.
В восьмое же лето своего правления сказал:
Все соберитесь на Песчаной отмели, и там будете крещены.
Сказал:
Кто не примет крещение, тот мне не друг.
Крестились все или почти все, понимая, что
трудное это дело — не быть другом князю.