Олег Казаковцев: "90% работы коллекторов – увещевания, а вопиющие случаи – нарушение законодательства"

Гость программы "Трибуна" член комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, сенатор от Кировской области Олег Казаковцев рассказывает о коллекторской деятельности и законе о коллекторах, обсуждаемом в парламенте.

- Из разных регионов России приходят новости о каких-то кошмарах, которые себе позволяли люди, занимающиеся коллекторской деятельностью. Они бесчинствуют в отношении людей, которые задолжали более или менее крупные суммы, попали к коллекторам по переуступке банков, или же речь идет о небольших долгах?

- Закон, который мы сейчас будем обсуждать, это не закон о коллекторской деятельности. Я разрабатывал закон о коллекторской деятельности еще в прошлом году, чтобы упорядочить этот рынок, потому что не было понимания, что такое коллекторская деятельность, кто ей занимается, как занимается. Я направил это закон в Госдуму, но он долго лежал без рассмотрения, не получал поддержки, пока благодаря СМИ не началось раскручивание этой проблемы по всей стране. Были вызывающие случаи, когда бросали бутылки с зажигательной смесью или применяли насилие по отношению к людям. Но я считаю, все эти случаи не имеют отношения к коллекторской деятельности. Они попадают под сферу действия уголовного законодательства. И люди, совершившие эти поступки, должны отвечать в соответствии с уголовным законодательством.

- На ваш взгляд, те люди, которые совершили эти действия, они не имеют ничего общего с коллекторами?

- Они могут называть себя "коллекторами", но рынок был не урегулирован, и это могли быть физические лица, это могли быть службы безопасности, это могли быть организации с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, куда набрали разных людей, причем могли быть судимые, могли быть бывшие полицейские. Перед ними поставили задачу – взыщите эти деньги, и получите премию. Никакой репутационной ответственности, финансовой ответственности эти организации не несли.

Закон, который сейчас будет рассматриваться в Госдуме, это закон о защите прав и интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов. В этом законе сохранилось, что заниматься такой деятельностью смогут только юридические лица. Они должны иметь минимально оплачиваемый уставной капитал в размере 10 миллионов рублей.

- Это уже не такая маленькая сумма.

- Да, и собственники, которые будут владеть этой компанией, будут подбирать персонал. Предъявляются требования по персоналу, требования по руководителям. Уполномоченный правительством орган будет вести надзорную деятельность за работой организации, которая будет взыскивать долги, и они будут состоять в реестре. То есть государство заведет реестр организаций, которые будут заниматься взысканием долгов. Кроме того, будет застрахована ответственность. Пока даже если вы выиграете суд, если вам нанесен какой-то ущерб, например, подожгли дверь, то возмещать это ущерб бывает практически нечем. Теперь же профессиональная ответственность будет застрахована.

Кроме этого, в законе прописано достаточно много моментов, которые защищают права граждан при взыскании долгов. Что очень важно, этот закон не входит в конфликт с Гражданским кодексом, законом "О потребительском кредитовании" и так далее. Поэтому я считаю, что закон получится рабочим, и правоприменительная практика при желании правоохранительных органов, думаю, будет успешной, если где-то будут нарушаться права наших граждан при взыскании долгов.

Благодаря этому закону мы снимем остроту при нарушении прав граждан при взыскании долгов, но проблема заключается в том, что большинство граждан, которые попадают в эти неприятные истории при взыскании, это малообеспеченные, малоимущие, которые берут кредиты в микрофинансовых организациях.

- А не стоит ли отрегулировать деятельность микрофинансовых организаций?

- Мы должны защищать граждан, но люди все равно будут брать деньги в микрофинансовых организациях, все равно будут попадать в долги. В закон "О микрофинансовых организациях" уже внесены изменения, предельный долг сейчас будет ограничен "четыре икс". Проблема сейчас заключается в том, что предельные ставки, которые устанавливает Центральный банк, на сегодняшний день достаточно велики. Если вы берете кредит в микрофинансовой организации на срок до 30 дней на сумму до 30 тысяч рублей, установленная Центральным банком предельно допустимая ставка составляет 806% годовых. То есть, если вы взяли тысячу рублей и вовремя не отдали, то сколько вы должны будете отдать с учетом процентов? Достаточно много. Поэтому сейчас действует закон, когда первоначальная сумма умножается на четыре, и это составляет предельную сумму.

Но закон у нас не имеет обратной силы. Он вступил у нас в силу 1 апреля, и мы очень часто сталкиваемся с жалобами граждан, которые брали кредиты ранее - микрофинансовые организации уже выиграли суды, и человек, который взял 5 тысяч рублей, должен с учетом процентов порядка 200 тыс. рублей. Как ему рассчитаться? Эти граждане и попадают в сферу деятельности непорядочных организаций, которые занимаются взысканием долгов. Нам и дальше надо работать с законодательством, чтобы вытащить людей из той кабалы, в которую они попадают.

- Но ведь фактически получается, что люди попадают в эту кабалу не путем обмана и даже из-за мелкого шрифта, который, кстати, уже исчез из банковских документов. Они добровольно ставят подпись под тем, что не читают, или под тем, что им не объясняют. Такой договор могут составить любые физические лица. И если утвердить такой договор у нотариуса, он будет иметь юридическую силу.

- Действительно, в соответствии с Гражданским кодексом у нас никто никому не мешает давать деньги в долг под проценты. Но это вопрос ведь системы. Офисы микрофинансовых организаций часто располагаются в проходных местах, несут низкие затраты. Центробанк является надзорным органом и регулирует процесс, но у нас более трех тысяч этих микрофинансовых организаций, с учетом филиалов. Это достаточно большая сеть по стране. И они предлагают кредит, когда банки отказывают заемщику. Они не интересуются кредитной историей. Модель бизнеса построена таким образом, что высокие проценты позволяют невозвратные кредиты списывать. Соответственно, часть заемщиков, которая возвращает кредиты, платит за тех, кто не возвращает.

Финансовая грамотность часто оставляет желать лучшего. Но часто человек берет деньги по необходимости - кому-то надо купить продукты, кому-то надо срочно купить лекарство. Говорить, что люди осознанно берут эти кредиты, чтобы не вернуть, нельзя. Бывает, что человек взял кредит из-за задержки заработной платы, пошли просроченные проценты, которые он уже не смог вовремя вернуть, возникли какие-то дополнительные расходы, и так далее и так далее. Причин, по которым люди берут эти кредиты, достаточно много.

Я согласен, что полностью ограничивать этот рынок нельзя, но приводить проценты в более или менее взвешенное состояние необходимо. Поэтому мы будем продолжать работу над внесением изменений в закон о микрофинансовых организациях. А после принятия закона о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов, будем смотреть, какая возникнет правоприменительная практика. Возможно и дальше нужно будет вносить изменения и работать с этим законом.

- Помимо вопиющих случаев, когда поджигают двери, подвергают людей насилию, есть же случаи, когда начинают обрывать телефоны…

- Правоохранительные органы, и прокуратура, и надзорный орган в лице Центрального Банка не должны эти случаи оставлять без внимания. Все эти случаи должны наказываться.

- По новому федеральному закону, что мы имеем?

- В новом законе прописаны способы взаимодействия с должником. Это непосредственное воздействие - личные встречи, телефонные переговоры, текстовые, голосовые сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи, а также почтовые отправления по месту жительства или по месту пребывания должника. Всё! Других взаимодействий не будет.

В законе прописано, что не будут допускаться направленные на возврат действия кредитора или лица, действующего от его имени, связанные с применением к должнику физической силы, либо угрозой ее применения, угрозой убийством или причинением вреда здоровью, уничтожением или повреждением имущества, либо угрозой такого уничтожения или повреждения. Запрещено применение методов, опасных для жизни и здоровья людей. Нельзя будет оказывать психологическое давление на должника, запрещено использование выражений и совершение других действий, унижающих честь или достоинство должника. Нельзя вводить должника в заблуждение относительно правовой природы, размера долга. Также нельзя другими неправомерными способами причинять вред должнику или злоупотреблять правом.

Думаю, что и должники должны будут внимательно прочитать этот закон, чтобы отстаивать свои права. Нужно знать, что если права будут нарушаться, можно будет обращаться и в надзорные органы, это и Центральный банк. Правительством будет учрежден уполномоченный орган, который станет наблюдать за действиями юридических компаний, которые будут заниматься взысканием долгов.

По частоте взаимодействия - в рабочие дни нельзя будет беспокоить по телефону с 22 до 8 часов утра, в праздничные дни – с 20 до 9 часов утра по местному времени. Личные встречи - не более одного раза в неделю, телефонные переговоры - не более 8 раз в месяц. То есть 50 звонков в любое время – этого уже не будет.

- Но надо же еще доказать, что эти 50 звонков были. Как? Определитель номера?

- В законе прописано, что при звонке нельзя скрывать свой номер. Если вам будут звонить с неизвестного телефона, нужно обращаться в надзорные органы. То есть надо учиться отстаивать свои права. В законе все достаточно подробно прописано. Не высвечивается номер? Начинаем жаловаться. Не представляются? Не рассказывают вам, откуда долг? Не представляются человек, начинает с вами разговаривать о долге? Значит, не разговариваем с ним. Человек должен представиться, сказать природу долга, сказать, чьи интересы представляет. В законе прописано достаточно много нюансов, что действительно будет защищать права должника.

- Должнику и при личных встречах придется разговоры записывать? Там ведь могут сказать: "Мы не гарантируем, что в следующий раз, когда вы пройдете по этому двору, вам на голову не упадет кирпич".

- Компания, которая будет заниматься взысканием долгов, должна архивировать все свои обращения к должнику и сохранять переговоры. А должник имеет право записать этот разговор и обратиться в правоохранительные органы, если он считает, что его права нарушены.

- Получается, что из выбивания денег коллекторы переходят к увещеванию, к просьбам вернуть долг. Насколько это будет эффективно?

- Но 90% работы коллекторов и сейчас это именно увещевания - звонки, напоминания, что надо вернуть долг, непосредственное общение по телефону. Вопиющие случаи, которые мы видим – нарушение действующего законодательства. Они должны попадать под уголовную ответственность, а правоохранительные органы должны активнее работать и защищать права граждан.