Минкульт РФ готовит «Концепцию развития креативных индустрий». Что это значит?
14 января в рамках Гайдаровского форума министр культуры Ольги Любимовой и представители творческой сферы обсудили будущее «креативных индустрий».
По словам Ольги Любимовой, министерство занимается подготовкой Концепции развития творческих индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки. Министр обратила внимание на то, что в условиях пандемии и замирания культурной жизни необходимо продолжать создавать новые проекты.
Среди конкретных инициатив: выделение грантов педагогам детских школ и училищ (500 тысяч рублей), поддержка киноиндустрии (4,2 млрд рублей). Кроме того, Любимова считает особенно важным создание условий для развития творческих конкурсов для некоммерческих организаций и стартапов. Приоритетным направлением является «повышение конкурентоспособности отечественных творческих продуктов и услуг, а также популяризация нематериального культурного наследия народов РФ».
При этом на площадке форума было высказано соображение, что само понятие «креативных индустрий» требует большей теоретической и терминологической проработки. Этим министерство предполагает заняться в ближайшей перспективе.
Что такое «креативные индустрии»?
Понятие «креативные индустрии» появилось не так давно. Впервые в качестве политической практики его применила Великобритания, противопоставив понятию «культурные индустрии». В целом, разница между этими терминами состоит в том, что во втором случае культура рассматривается как сфера государственного контроля, которая формирует идеологический заказ, благодаря чему осуществляются широкие дотации в те и или иные институты и творческие площадки. Политика «креативных индустрий» предполагает прежде всего создание рыночных механизмов для того, чтобы культурная практика стремилась к самоокупаемости. Австралийский исследователь Терри Флю считает, что «вместо национального протекционизма и централизованной поддержки регионов следует поддерживать способность наций создавать контент таким образом, чтобы избегать предписанных концепций культурных ценностей».
В той или иной форме, установка на концепцию «культурных индустрий» имеет место во всех развитых странах, даже, если это так не называется. В рамках подобного подхода производство фильмов, книг, картин, клипов и т.д. осмысляется в значениях товарооборота, способного иногда служить критерием роста экономики. При этом участники культурного процесса ставятся в условия более жесткой конкуренции, не только внутри страны, но и в пространствах глобального рынка.