В Пушкинском музее открылась выставка «Сиена на заре Ренессанса»

Свои сокровища привезли Национальная пинакотека и Государственный архив Сиены, музеи Тосканы. А Пушкинский добавил к ним собственные шедевры – получилась очень изысканная и познавательная выставка.

Новая экспозиция представляет российской публике сиенскую школу живописи, ее эволюцию с XIII по XV век: в эпоху раннего Возрождения. Национальная пинакотека Сиены, один из крупнейших и значимых музеев Италии, в нем и представлена местная школа живописи. ГМИИ им. А.С. Пушкина также располагает уникальными памятниками сиенской живописи XIV–XV веков. Из выставляемых картин девять принадлежат собранию ГМИИ им. Пушкина, три – привезены из Сиены. Музеи объединили коллекции, и случился диалог, который услышит каждый посетитель выставки.

На XIV–XV века приходится расцвет древнерусской иконописи, сохранившей верность византийской традиции. На Руси тогда творили Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Сиенские мастера тоже сохранили верность византийской традиции, но в их работах уже видны готические и ренессансные каноны.

Главный живописец Сиены в этот период Дуччо ди Буонинсенья, современник Джотто, имел мастерскую, в которой и «варились» художники, представленные на новой выставке в Пушкинском. Из Сиены «приехали» картины «Мадонна Смирение» Джованни Ди Паоло, «Мадонна с Младенцем со святыми Агнессой и Екатериной» Пьетро Лоренцетти и «Святой Лаврентий крестит в темнице узника Луциллия и возвращает ему зрение» Бартоло Ди Фреди.

Обратите внимание на две створки «Алтарь Евхаристии», написанного Стефано ди Джованни по прозвищу Сассетта, на произведения Уголино ди Нерио и Никколó ди Сенья, Андреа ди Бартоло, Сано ди Пьетро, Маттео ди Джованни, Гвидоччо Коццарелли, Бернардино Фунгаи – шедевры из собрания ГМИИ им. Пушкина. Некоторые из них хранятся в запасниках и выставляются редко.

И еще одно открытие выставки «Сиена на заре Ренессанса» – десять табличек из дерева, размером 30х48 см. Это таволетты Биккерны (от итал. tavola – доска), по сути, обложка… казначейского гроссбуха. В 1257 году власти Сиены, города-государства, начали причудливо оформлять сборники счетов, выпускаемых местным казначейством Биккерна. Доступ к страницам с отчетами про дебет-кредит открывала обложка, расписанная лучшими сиенскими художниками XIII–XV веков – братьями Лоренцетти, Липпо Ванни, Джованни ди Паоло и другими мастерами.

Красиво жить не запретишь. Оказывается, в те времена, как и в наши, как, впрочем, и во все остальные, фискальные органы могли себе позволить изыски и излишки. Скучнейший сборник сухих финансовых отчетов превратился в предмет искусства. Таволетты выпускались каждые полгода, когда сменялся штат казначейства. Такие частые перестановки помогали бороться с коррупцией.

До середины XIV века на таволеттах изображались начальники фискальной службы, нередко это были монахи, склонившиеся над рукописью в келье, сбор налогов, городские события. Позднее стали рисовать сцены из светской и церковной жизни. Расходы на создание каждой таволетты фиксировались в гроссбухе, ею же украшенном. Суммы гонораров художникам, обозначенные в отчетах Биккерны, дали ценную информацию историкам и искусствоведам. И теперь мы точно знаем, как в те времена оценивали труд живописцев.

Традиция росписи деревянных обложек продолжалась до XVII века, до конца существования Биккерны. Позже таволетты стали предметом коллекционирования. Главное их собрание находится в здании городского архива Сиены. Такое число таволетт (напомним, десять штук) никогда прежде не покидало родной город, где они из соображений сохранности и исключительной ценности находятся в закрытом доступе.

В церемонии открытия выставки участвовали: директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак, посол Италии в Российской Федерации Паскуале Терраччано, директор Национальной пинакотеки Сиены Элена Россони, директор Государственного архива Сиены Чинция Кардинали, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, куратор выставки Виктория Маркова.

Выставка является частью обширной программы перекрестного года России и Италии, объявленного министерствами культуры обеих стран на 2021–2022 годы и посвященного сотрудничеству российских и итальянских музеев. Проект проходит при поддержке Посольства Италии в Москве.

Выставка открыта до 3 октября. Место проведения – главное здание ГМИИ им. Пушкина, Волхонка, 12.