Из чего сделано «Золото Трои»?

Ответ на этот и другие вопросы будет дан после завершения исследовательского проекта по изучению коллекции Генриха Шлимана, стартовавшего в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Период проведения: июнь – декабрь 2021.

Пушкинский музей при поддержке золотодобывающей компании «Полюс» приступает к реализации научно-исследовательского проекта по изучению группы предметов из всемирно известной троянской коллекции Генриха Шлимана. Это событие мирового масштаба. На пресс-конференции, посвященной началу исследования, выступила Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Сегодня мы открываем интересную страницу и приступаем к крайне значимому изучению великой коллекции Генриха Шлимана. Мне это исследование кажется невероятно захватывающим, так как пока никто не знает, что откроется нам в результате. Мы заинтересованы в том, чтобы уникальные памятники мировой культуры были изучены, при необходимости отреставрированы, хранились и экспонировались должным образом и принадлежали человечеству».

Проект состоит из двух этапов. На первом пройдет экспертиза – макросъемка и изучение состава металлов – 65-и ювелирных изделий из хранящихся в музее 13 кладов. За ходом исследования можно следить на сайте museumconservation.ru.

Из 19 кладов, с 1881 года хранившихся в Берлине, в Москву попали предметы из 13. Это изделия из драгоценных металлов и камня – украшения, сосуды, антропоморфные фигурки, топоры-молоты, изделия из горного хрусталя и т.д. Всего в коллекции 259 предметов, обнаруженных Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в 1873 и в 1878–1890 годах.

Предметы из троянской коллекции существуют либо в единственном экземпляре, либо имеют небольшое количество аналогов. Они еще не исследовались современными научными методами. Все этапы работы планируется отснять на видео, чтобы затем смонтировать несколько мини-фильмов с комментариями экспертов.

До конца июля будет проведена макросъемка всех отобранных для исследования вещей с использованием цифровых микроскопов высокого разрешения. Одна из задач этапа – изучение особенностей поверхности каждого предмета. Технико-технологические исследования позволят узнать, какие приемы использовались древними ювелирами-торевтами (от греч – вырезываю, чеканю Z) и уточнить историю бытования археологических находок.

Среди исследуемых предметов малая диадема, уникальный памятник эпохи ранней бронзы. Предмет состоит из множества мелких деталей. Уже на первой стадии работы исследователи поймут, как диадема использовалась: украшала ли она стоявшую в святилище деревянную скульптуру-ксоан, служила ли элементом погребального инвентаря или венчала представительницу элиты в качестве статусного головного убора.

В сентябре специалисты музея планируют приступить к изучению состава металлов с помощью аналитического оборудования, в том числе рентгенофлуоресцентного спектрометра, чтобы установить место добычи металла.

 

Историческая справка

В 1945 году по решению Советской контрольной комиссии многие памятники искусства вывезены из германских музеев в СССР в качестве частичного возмещения ущерба, нанесенного фашистами в период временной оккупации советских территорий. В их числе и троянская коллекция Генриха Шлимана, часть которой, а именно 260 единиц хранения переданы на хранение в ГМИИ им. А.С. Пушкина, а 414 предметов, главным образом из бронзы и керамики, направлены в Государственный Эрмитаж. С 1949 года все эти древности хранились без права их публикации и экспонирования, поскольку по решению руководства СССР были отнесены к особому фонду. Первоначально троянская коллекция экспонировалась в Берлине в Музее народоведения, а с 1922 года – в Музее доисторического периода и ранней истории. В январе 1941 года троянские клады вместе с другими наиболее ценными произведениями искусства переместили из берлинских музеев в депозитарий Прусского государственного банка. А в ноябре 1941 года из-за угрозы английских бомбардировок троянские древности перевели в бетонированный бункер противозенитной батареи близ берлинского зоопарка (Flakturm am Zoo). В апреле 1945 года Троянскую коллекцию передали СССР. И до 1995 года она оставалась недоступной как для ученых, так и для широкой общественности. И только в декабре 1994 – январе 1995 года ряд авторитетных специалистов-экспертов в области изучения культур эпохи бронзы получили возможность детально ознакомиться с хранящейся в Пушкинском музее коллекцией Шлимана. Они единодушно подтвердили ее подлинность и полную сохранность. Выставка «Сокровища Трои из раскопок Генриха Шлимана», открывшаяся 15 апреля 1996 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина, позволила увидеть сокровища сотням тысяч людей из разных стран мира.