В Третьяковской галерее вновь пройдет «Т Фестиваль»

25 сентября в Новой Третьяковке состоится первый осенний концерт четвертого сезона международного фестиваля камерной музыки «Т Фестиваль». Осеннюю серию музыкальных вечеров откроют альтист и дирижер Юрий Башмет, камерный ансамбль «Солисты Москвы» и скрипач Павел Милюков.

Вечера камерной музыки проходят в Третьяковской галерее уже четвертый год. Особенностью «Т фестиваля» является заложенная в него концепция слияния музыки и визуального искусства: концерты фестиваля проходят в музейных залах в окружении шедевров XX века. В этом году география «Т Фестиваля» расширится: в декабре состоится первый концерт в Италии в Пьетрасанте, городе искусств, пронизанном наследием Микеланджело Буонаротти.

На концерте 25 сентября Юрий Башмет и его камерный ансамбль «Солисты Москвы» – уникальный коллектив, существующий уже около трёх десятилетий – разделят сцену с Павлом Милюковым: блестящим скрипачом, одним из самых любимых и востребованных публикой молодых музыкантов России, лауреатом престижнейших конкурсов, среди которых конкурсы им. Никколо Паганини и Давида Ойстраха, а также XV Международный конкурс им. Чайковского.

В программе первого концерта нынешнего «Т фестиваля»: произведения Грига, Моцарта, Чайковского и Райхельсона.

Ясность и компактность музыкальной речи, моцартианское изящество форм, опыт восприятия русской музыки – Чайковского и Римского-Корсакова, а также типичная для Эдварда Грига утонченная, светлая, деликатная лирика – всё это сложилось в узнаваемый, самостоятельный язык. В своей музыке Григ может работать с характерно звучащим народным звукорядом, заимствовать асимметричные, «подпрыгивающие» ритмы танцев – халлинга или спрингара – или имитировать голоса деревенских инструментов. Результат – особое звучание: нордическое, но веселое, с духом архаики и свежестью. Владение нежной, прозрачной палитрой, тонкость и твёрдость почерка, необходимые для работы с маленьким струнным составом, были его сильными сторонами. «Две народные норвежские мелодии» для струнных ор. 63 – не исключение; они были написаны уже зрелым 52-летним мастером в 1895 году. В первой из них («В народном духе») – Григ цитирует мелодию, отправленную ему Фредриком Дуком, послом королевства Норвегии и Швеции во Франции. Вторая пьеса с забавным названием «Хоровод коров и крестьянский танец» основана на более раннем опусе композитора – «25 народных песнях и танцах», опубликованных пятнадцатью годами раньше. Пасторальность и бойкость, мягкость и озорство этой музыки – специфически григовские.

Моцарт был одним из любимых авторов Грига, фундаментально повлиявшим на его композиторскую манеру. По-настоящему Моцарт увлекся сочинением скрипичной музыки в 19 лет – когда в течение одного года, за лето, осень и первую половину зимы, он создал пять концертов для скрипки с оркестром №5 ля мажор – последний из них, сыгранный в Зальцбурге в рождественский сезон 1775 года – пожалуй, наиболее требовательный к солисту, развернутый и роскошный, носит подзаголовок alla turca – «в турецком стиле». Это может показаться слушателю неожиданным: действительно, ориентальных элементов в этой музыке, на первый взгляд, нет – брызжущая светом, приподнятая, она по-моцартовски сочетает светскость и изящество с кипучей, деятельной энергией.

Для Игоря Райхельсона, родившегося в Санкт-Петербурге (тогда – Ленинград) в 1961 году, композитора, чей профессиональный опыт связан одновременно с академической средой и джазом, разница между «классическим» и «популярным» сложнее, чем просто в наклеивании стилевого ярлыка. «Refleсtions» (англ. «отражения», а также «размышления») для скрипки, альта и струнного оркестра – пьеса, написанная в 2003 году и впервые исполненная в Гонконге – с одной стороны, полностью вписывается в традицию русской музыки для струнного оркестра.

Элегичность и меланхолия, флёр ностальгии, ретроспекции и холодноватой лирики, свойственный камерным работам Чайковского, Аренского и некоторым опусам молодого Рахманинова, легко угадываются в этой партитуре. Вместе с тем эмоциональность и чувственность «Reflections» намекают на выход за пределы строго классического, филармонического контекста.

Последнее сочинение в афише концерта – знаменитая струнная Серенада Чайковского ор. 48, пожалуй, является точкой, где сходятся все смысловые линии программы. Безыскусная лирика, привлекавшая Чайковского в музыке норвежского коллеги, отличает и его собственную «Серенаду», созданную в 1880 году; несомненная фольклорность материала тоже вызывает в памяти композиторские установки Грига. Кроме того, Чайковский, несомненно, испытывает в «Серенаде» влияние Моцарта – от выбора названия, характерного для 18 века, до изящной графичности ее музыкального устройства. В то же время, «Серенада» далека от поджарой, ироничной эстетики неоклассицизма: это настоящая маленькая симфония Чайковского с внезапными вспышками отчаянной борьбы, чуть сентиментальной печалью медленной части и, разумеется, знаменитым вальсом, – одновременно концертным и подчёркнуто прикладным.

Билеты на «Т Фестиваль» в продаже на официальном сайте Третьяковской галереи. Трансляция концертов будет также доступна онлайн.