Пушкинский музей меняет концепцию
Музей, который не боится перемен: 11 октября ГМИИ им. А.С. Пушкина представил новую концепцию постоянной экспозиции старых мастеров. Шесть залов первого этажа Главного здания откроют публике не только новый дизайнерский взгляд на пространство музея, но и современное представление о старой живописи в классическом музее XXI века.
Залы Византийского искусства, искусства Германии и Нидерландов XV–XVI веков, искусства Фландрии XVII века, Рембрандта и его школы, искусства Голландии XVII века – все эти пространства, давно знакомые «пушкинскому» зрителю, осенью предстанут полностью преображенными.
Решение амбициозной задачи — представить классический музей в современном облике — было поручено французскому сценографу, историку искусства Патрику Уркаду. Ученик Андре Шастеля, Уркад защитил диссертацию о Пьере де Мюе – архитекторе Марии Медичи. В 1980-ые годы занимал должность арт директора французского издания Vogue, где сотрудничал с Хельмутом Ньютоном, Ги Бурденом и другими выдающимися фотографами XX века. Был приглашен Карлом Лагерфельдом в качестве куратора его коллекции декоративно-прикладного искусства сначала в стиле рококо, затем неоклассики. Куратор выставок в музейном комплексе дворцов Версаля «XVIII век – у истоков дизайна» (2014) и «Увеселения и праздники королевского двора» (2016). Это не первый опыт совместной работы ГМИИ им А С Пушкина с Патриком Уркадом, в 2019 году он выступил в роли со-куратора и автора художественной концепции выставки «Восточный джаз/ East -West Jazz».
Меняется жизнь — меняется и музей: нынешняя реэкспозиция залов старых мастеров – попытка переосмыслить и пространство, и произведения, представленные в нём. Эта работа оказалась своего рода интеллектуальным экзерсисом позволившим самим хранителям по-новому посмотреть на произведения, которые они изучают и хранят многие годы, задуматься о сущности постоянной экспозиции и о ее драматургии. Кураторы, работавшие над обновлением пространства музея вместе с приглашённым сценографом, хотели подчеркнуть значимость каждого отдельного произведения, представленного в экспозиции: собрание Пушкинского — это не только гармоничный ансамбль работ, но самоценные экспонаты, каждый из которых – шедевр.
Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Новая экспозиция важный для нас момент еще раз напомнить о том, что жизнь не стоит на месте. Она изменяется ежеминутно, ежесекундно и главное не упускать ни один из ее моментов, проживать каждый. Не забывать, не сожалеть о прошедшем и смотреть вперед – это и есть главный посыл наших перемен».
Работа над реэкспозицией началась с исследования архивных документов. Была изучена история эволюции постоянной экспозиции живописи ГМИИ с 10 ноября 1924 года, когда была открыта картинная галерея Музея Изящных Искусств и до последних изменений, произошедших в 2006 году. Экспозиция, которая откроется 11 октября 2021 года даст отсылки к прошлому и одновременно предложит новое видение первого этажа Главного здания музея. Классическая французская живопись, например, вернется в залы, в которых она демонстрировалась с 1974 по 2006 год. Зато 31 зал, где обычно проводились камерные временные выставки, впервые станет частью постоянной экспозиции. В нем разместится живопись, скульптура и декоративно прикладное искусство Германии и Нидерландов XV-XVI веков. Искусство Византии и Раннего Итальянского Возрождения останется в прежнем пространстве, но зрители увидят его совершенно в ином свете. В целом это новаторская экспозиция, но цель которой вернуть залам свет и пространство такими, как изначально их видели создатели музея Цветаев и Клейн.
В пяти залах, в которых сегодня располагается экспозиция итальянской и французской живописи, а также на главной выставочной оси и еще нескольких пространствах второго этажа сначала развернется выставка «Бывают странный сближенья». Ее специально для Пушкинского музея готовит известный французский куратор Жан-Юбер Мартен, а затем эти залы займет экспозиция, посвященная выдающимся русским коллекционерам французской модернистской живописи и творений русских художников братьям Михаилу и Ивану Морозовым. По завершении этих двух важнейших для музея выставок залы прежней постоянной экспозиции станут экспериментальной площадкой, где кураторы будут предлагать свои размышления на темы, связанные с постоянной экспозицией пушкинского музея.
Обновление Главного здания — один из важных шагов на пути к масштабной трансформации: в данный момент ведутся активные работы по реконструкции Пушкинского и созданию «Музейного городка», о котором мечтал ещё основатель И.В. Цветаев. В ближайшие годы будут открыты Депозитарно-реставрационный и Выставочный центр, Галерея старых мастеров и Дом текста. К 2027 году территория ГМИИ им. А.С. Пушкина увеличится более чем в два раза — до 105 кв. м.
Начиная с 11 октября каждый посетитель Пушкинского сможет, освободившись от прежнего опыта восприятия, открыться новому – посмотреть на классическую живопись в НЕклассическом исполнении.