Европейский проект на перепутье
Вопрос о будущем Евросоюза сегодня доминирует на европейском политическом пространстве. Великобритания, чью стратегическую важность для ЕС трудно переоценить, проголосовала за выход из союза, и сейчас входит в зону растущей политической турбулентности. Усугубляется ситуация тем, что никто из британских политиков не желает брать на себя ответственность за последствия принятого на референдуме решения. Премьер-министр Дэвид Кэмерон, «заварив кашу», решил подать в отставку. Его заклятый политический противник, экс-мэр Лондона Борис Джонсон, один из вдохновителей кампании Brexit, к удивлению как своих сторонников, так и противников отказался занять освобождающуюся вакансию главы правительства. На этом фоне все громче раздаются голоса из Шотландии и Гибралтара с требованием выхода из Соединенного Королевства в пользу сохранения членства в ЕС. Сам же Евросоюз в спешном порядке пытается выработать общую стратегию в дальнейших отношениях с Великобританией. О том, что европейские лидеры рассматривали самые различные сценарии, свидетельствует, в частности, изменчивая позиция канцлера ФРГ Ангелы Меркель в последние дни.
Еще 25 июня Меркель выступала с примирительных позиций и заявляла, что не желает давить на британцев и требовать от них максимально скорого выхода из ЕС, и фактически оставляла британской политической элите возможность пересмотреть решение о выходе. Буквально несколько дней спустя тон главы немецкого правительства заметно ужесточился, и она дала ясно понять, что никакого особого подхода к Соединенному Королевству Европа демонстрировать не собирается. «Те, кто покидают семью, не могут ожидать, что их обязанности исчезнут, а привилегии останутся», - недвусмысленно дала понять Меркель, отметив, что до подачи британцами официальной заявки на выход из ЕС, никаких переговоров, пусть даже неформальных, с ними вестись не будет. Решение британцев покинуть ЕС, как заявила канцлер, принято и назад дороги нет. Глава Еврокомиссии Юнкер также строго предупредил еврочиновников ни в коем случае не вступать в переговоры с представителями Великобритании. С процессом ее выхода из ЕС тянуть Брюссель никак не может – промедление в этом вопросе может быть «смерти подобно». Евросоюз желает наглядно продемонстрировать населению своих стран на примере Великобритании, насколько пагубным может быть решение о выходе из союза. Официальная заявка Соединенного Королевства на выход из ЕС даст дополнительный импульс центробежным силам внутри Великобритании, а более наглядной демонстрации негативных последствий Brexit не придумать.
Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер
Между тем, Brexit серьезно нарушил баланс и соотношение сил внутри Европейского Союза. С одной стороны, выход Великобритании способствует усилению главенствующей роли Германии в союзе, но одновременно он усиливает традиционные страхи перед «германской гегемонией». Ведь «немецкий вопрос» является излюбленным коньком евроскептиков, а потому Берлину придется действовать максимально осторожно, чтобы не подтвердить опасения своих европейских союзников. Эксперты Германского Общества Внешней Политики (DGAP) Яна Пуглерин и Юлиан Раппольд отмечают в своем анализе: «Берлин несет в сложившейся ситуации особую ответственность. Необходимо усиливать единство оставшихся 27 стран-членов ЕС; предотвратить дальнейшую дезинтеграцию союза; выработать единую европейскую позицию по выходу Великобритании; разработать план будущего ЕС». При этом Германия не может себе позволить выступать с пассивных, сдержанных позиций: в этом случае возникнет вакуум власти, который будет на руку европейским правым популистам. По мнению экспертов, в восточно- и южноевропейских странах растут недовольство и опасения курсом официального Берлина, и там все громче раздается критика в адрес Меркель. В частности, немецкого канцлера упрекают в том, что ее политика по отношению к мигрантам из Ближнего Востока, отпугнула британцев от Евросоюза. В этой связи, по мнению Пуглерин и Раппольда, Берлин должен «сверить часы» с Парижем и открыть «германо-французский» тандем для таких стран, как Италия и Польша (несмотря на имеющиеся проблемы с новым польским правительством), и в целом как можно быстрее задействовать периферийные страны ЕС в выработке европейской политики. Как эта политика будет выглядеть – пока совсем неясно. Идти в сторону дальнейшего углубления интеграции внутри ЕС под руководством Брюсселя тождественно игнорированию итогов и причин Brexit. Однако и согласие с требованиями усилить роль и суверенитет национальных государств может быть интерпретировано многими странами, как слабость Брюсселя и воспринято как сигнал к шантажу возможным выходом из ЕС.
Марин Ле Пен
Не меньшая проблема заключается также и в том, что «европейская идея» переживает кризис не только в традиционно стоявшей особняком Великобритании, но и самой Германии, где набирает популярность права партия Alternative für Deutschland, и Франции, где лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен, согласно недавно проведенному по заказу Le Monde социологическому опросу является фаворитом президентской гонки 2017 года (28% голосов за Ле Пен против 21% за Николя Саркози и 14% за непопулярного действующего президента Франсуа Олланда). Евроскептики по всей Европе празднуют Brexit в качестве победы, и основные проблемы, обусловившие подъем правых партий в Европе, до сих пор не нашли своего решения. В первую очередь, речь идет о миграционном кризисе, без преодоления которого разрушить фундамент, на котором зарабатывают свой политический капитал правые популисты, не представляется возможным.
И для решения миграционного вопроса Берлину, так или иначе, вновь будет необходимо говорить с Анкарой. Между тем, признав Турцию виновной в осуществлении «геноцида армян» в парламентской резолюции Бундестага, Германия руководствовалась в большей степени эмоциями и желанием осадить турецкого президента, и в результате опрометчиво углубила кризис в двусторонних отношения. Анкара эту звонкую пощечину забудет еще нескоро, и уже сегодня немецкие парламентарии демонстративно не допускаются турками на военную базу в Инджирике.
Требования ЕС об изменении турецкого закона о терроризме, который Анкара и без того отклоняла в резкой форме, после недавнего кровавого теракта в Стамбуле вообще не имеет серьезных перспектив: сейчас в вопросах борьбы с террором гайки будут закручиваться еще сильнее. К тому же, Турция после окончательного восстановления своих отношений с Россией и Израилем (одновременно также зондируется почва для улучшения отношений с Египтом), будет иметь значительно более широкое пространство для дипломатического маневра в отношениях с Германией и ЕС.
Переговорные позиции Брюсселя и Берлина заметно ухудшились, что открывает дополнительные возможности как для турецкой, так и российской дипломатии. Как заметила в одном из своих интервью директор исследовательского института международной политики и безопасности из мозгового центра Stiftung für Wissenschaft und Politik (SWP) Барбара Липперт, Brexit нанес тяжелый удар по «мягкой силе» и политическому статусу ЕС, оправиться от которого быстро не удастся.
В Европе отсутствуют ясность и единство видения того, какие уроки необходимо извлечь из референдума в Великобритании
Вопрос о будущем Евросоюза сегодня доминирует на европейском политическом пространстве. Великобритания, чью стратегическую важность для ЕС трудно переоценить, проголосовала за выход из союза, и сейчас входит в зону растущей политической турбулентности. Усугубляется ситуация тем, что никто из британских политиков не желает брать на себя ответственность за последствия принятого на референдуме решения. Премьер-министр Дэвид Кэмерон, «заварив кашу», решил подать в отставку. Его заклятый политический противник, экс-мэр Лондона Борис Джонсон, один из вдохновителей кампании Brexit, к удивлению как своих сторонников, так и противников отказался занять освобождающуюся вакансию главы правительства. На этом фоне все громче раздаются голоса из Шотландии и Гибралтара с требованием выхода из Соединенного Королевства в пользу сохранения членства в ЕС. Сам же Евросоюз в спешном порядке пытается выработать общую стратегию в дальнейших отношениях с Великобританией. О том, что европейские лидеры рассматривали самые различные сценарии, свидетельствует, в частности, изменчивая позиция канцлера ФРГ Ангелы Меркель в последние дни.
Еще 25 июня Меркель выступала с примирительных позиций и заявляла, что не желает давить на британцев и требовать от них максимально скорого выхода из ЕС, и фактически оставляла британской политической элите возможность пересмотреть решение о выходе. Буквально несколько дней спустя тон главы немецкого правительства заметно ужесточился, и она дала ясно понять, что никакого особого подхода к Соединенному Королевству Европа демонстрировать не собирается. «Те, кто покидают семью, не могут ожидать, что их обязанности исчезнут, а привилегии останутся», - недвусмысленно дала понять Меркель, отметив, что до подачи британцами официальной заявки на выход из ЕС, никаких переговоров, пусть даже неформальных, с ними вестись не будет. Решение британцев покинуть ЕС, как заявила канцлер, принято и назад дороги нет. Президент Еврокомиссии Юнкер также строго предупредил еврочиновников ни в коем случае не вступать в переговоры с представителями Великобритании. С процессом ее выхода из ЕС тянуть Брюссель никак не может – промедление в этом вопросе может быть «смерти подобно». Евросоюз желает наглядно продемонстрировать населению своих стран на примере Великобритании, насколько пагубным может быть решение о выходе из союза. Официальная заявка Соединенного Королевства на выход из ЕС даст дополнительный импульс центробежным силам внутри Великобритании, а более наглядной демонстрации негативных последствий Brexit не придумать.
Между тем, Brexit серьезно нарушил баланс и соотношение сил внутри Европейского Союза. С одной стороны, выход Великобритании способствует усилению главенствующей роли Германии в союзе, но одновременно он усиливает традиционные страхи перед «германской гегемонией». Ведь «немецкий вопрос» является излюбленным коньком евроскептиков, а потому Берлину придется действовать максимально осторожно, чтобы не подтвердить опасения своих европейских союзников. Эксперты Германского Общества Внешней Политики (DGAP) Яна Пуглерин и Юлиан Раппольд отмечают в своем анализе: «Берлин несет в сложившейся ситуации особую ответственность. Необходимо усиливать единство оставшихся 27 стран-членов ЕС; предотвратить дальнейшую дезинтеграцию союза; выработать единую европейскую позицию по выходу Великобритании; разработать план будущего ЕС». При этом Германия не может себе позволить выступать с пассивных, сдержанных позиций: в этом случае возникнет вакуум власти, который будет на руку европейским правым популистам. По мнению экспертов, в восточно- и южноевропейских странах растут недовольство и опасения курсом официального Берлина, и там все громче раздается критика в адрес Меркель. В частности, немецкого канцлера упрекают в том, что ее политика по отношению к мигрантам из Ближнего Востока, отпугнула британцев от Евросоюза. В этой связи, по мнению Пуглерин и Раппольда, Берлин должен «сверить часы» с Парижем и открыть «германо-французский» тандем для таких стран, как Италия и Польша (несмотря на имеющиеся проблемы с новым польским правительством), и в целом как можно быстрее задействовать периферийные страны ЕС в выработке европейской политики. Как эта политика будет выглядеть – пока совсем неясно. Идти в сторону дальнейшего углубления интеграции внутри ЕС под руководством Брюсселя тождественно игнорированию итогов и причин Brexit. Однако и согласие с требованиями усилить роль и суверенитет национальных государств может быть интерпретировано многими странами, как слабость Брюсселя и воспринято как сигнал к шантажу возможным выходом из ЕС.
Не меньшая проблема заключается также и в том, что «европейская идея» переживает кризис не только в традиционно стоявшей особняком Великобритании, но и самой Германии, где набирает популярность права партия Alternative für Deutschland, и Франции, где лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен, согласно недавно проведенному по заказу Le Monde социологическому опросу является фаворитом президентской гонки 2017 года (28% голосов за Ле Пен против 21% за Николя Саркози и 14% за непопулярного действующего президента Франсуа Олланда). Евроскептики по всей Европе празднуют Brexit в качестве победы, и основные проблемы, обусловившие подъем правых партий в Европе, до сих пор не нашли своего решения. В первую очередь, речь идет о миграционном кризисе, без преодоления которого разрушить фундамент, на котором зарабатывают свой политический капитал правые популисты, не представляется возможным.
И для решения миграционного вопроса Берлину, так или иначе, вновь будет необходимо говорить с Анкарой. Между тем, признав Турцию виновной в осуществлении «геноцида армян» в парламентской резолюции Бундестага, Германия руководствовалась в большей степени эмоциями и желанием осадить турецкого президента, и в результате опрометчиво углубила кризис в двусторонних отношения. Анкара эту звонкую пощечину забудет еще нескоро, и уже сегодня немецкие парламентарии демонстративно не допускаются турками на военную базу в Инджирике. Требования ЕС об изменении турецкого закона о терроризме, который Анкара и без того отклоняла в резкой форме, после недавнего кровавого теракта в Стамбуле вообще не имеет серьезных перспектив: сейчас в вопросах борьбы с террором гайки будут закручиваться еще сильнее. К тому же, Турция после окончательного восстановления своих отношений с Россией и Израилем (одновременно также зондируется почва для улучшения отношений с Египтом), будет иметь значительно более широкое пространство для дипломатического маневра в отношениях с Германией и ЕС.
Переговорные позиции Брюсселя и Берлина заметно ухудшились, что открывает дополнительные возможности как для турецкой, так и российской дипломатии. Как заметила в одном из своих интервью директор исследовательского института международной политики и безопасности из мозгового центра Stiftung für Wissenschaft und Politik (SWP) Барбара Липперт, Brexit нанес тяжелый удар по «мягкой силе» и политическому статусу ЕС, оправиться от которого быстро не удастся.