Армен Бадалян: «Полиция в Армении превратилась в орган хранения власти»
Армению продолжают сотрясать скандалы. На днях были отправлены в отставку несколько высокопоставленных чиновников. Распоряжением президента с формулировкой «по состоянию здоровья» отстранен генпрокурор, также отправлены в отставку высокопоставленные чиновники Службы национальной безопасности. Начальник Полиции Армении уволил нескольких полицейских. Эксперты связывают эти отставки с событиями вокруг захвата вооруженной группой территории полка патрульно-постовой службы (ППС) в Ереване. На вопросы «Вестника Кавказа», связанные с последними событиями, отвечает политтехнолог Армен Бадалян.
- Как вы оцениваете события вокруг захвата полка ППС вооруженной группой «Сасна црер» («Сасунские храбрецы»)?
- Мы не можем отделить эти события от общей ситуации в Армении, которая вызывает большую обеспокоенность. Речь идет и о колоссальной миграции, и о спаде в экономике, и о практическом отсутствии судебно-правовой системы. Последние события еще раз показали, что полиция из правоохранительного органа превратилась в орган хранения власти. В итоге, в сознании небольшой части общества актуализировалась идея о том, что эта власть понимает лишь язык силы. Если бы попытка решения вопросов с помощью оружия не была пресечена, то события вокруг захвата полка ППС постепенно приобрели бы большой размах. Не знаю, какие уроки извлечет из этих событий власть. Ведь до сих пор власть ни разу не извлекала уроков.
- Отставки могут быть признаком пересмотра властью своей политики?
- Если бы действительно начался какой-то процесс, то те полицейские и гражданские лица, которые применили насилие по отношению к журналистам, были бы уже арестованы. Эти кадровые изменения составляют лишь видимую часть происходящих внутри власти конфликтов. Во власти есть люди, которые были против насилия полицейских. Между Прокуратурой и Полицией идет скрытое противостояние. Вполне возможно, что в этом противостоянии одержала победу Полиция. Не исключаю, что генпрокурор попытался в какой-то степени защитить законность и привести в правовое поле тех полицейских, которые грубо нарушили закон, но это ему не удалось. Не надо сбрасывать со счетов и версию ухода генпрокурора Костаняна по состоянию здоровья. Что касается отставок в СНБ, то не могу исключать того, что последние события могли стать удобным поводом для нового главы СНБ, чтобы избавиться от некоторых старых кадров.
- Президент отправил в отставку Костаняна, чтобы уберечь его от непопулярных шагов?
- Учитывая то обстоятельство, что предстоящий судебный процесс по делу «Сасна црер» вряд ли будет справедливым, вполне вероятно, что президентский дворец, желая спасти прокурора, временно отстранил его от должности. Это, по сути, уже третья версия причин отставки Костаняна, после версий о конфликте между Прокуратурой и Полицией и версии о состоянии здоровья.
- Как вы относитесь к утверждениям о том, что за событиями стоят «внешние силы»?
- В событиях было задействовано четыре игрока – Запад в лице США и Евросоюза, Россия, армянская власть и часть общества, естественно, небольшая. Не случайно, что два игрока – Запад и Россия - дали противоположные оценки. Россия однозначно охарактеризовала события как террористические действия. А если внимательно изучить все заявления Запада, то становится очевидным, что слова «терроризм» нигде не было. Думаю, что это был месседж Запада армянским властям провести политические и экономические реформы. Думаю, что власти поняли этот месседж, но извлекут ли уроки, пойдут ли на серьезные изменения, сказать не могу.
- Можно ли рассматривать эти кадровые перестановки в контексте внешнего давления на Армению?
- Идет большое внешнее давление на власти. Поэтому не следует рассматривать отставки в одном ракурсе. Июльские события были использованы как повод для некоторых увольнений. Они были произведены для того, чтобы понравиться обществу, но в основном для того, чтобы продемонстрировать Западу, что власть извлекла уроки из случившегося. На деле это очковтирательство не имеет никакого отношения к проведению реальных реформ.