Владимир Сажин: "В Иране нет альтернативы Хасану Рухани"
19 мая 2017 года в Иране пройдут президентские выборы. Регистрация кандидатов начнется только 10 апреля, но уже известно, что в выборах главы государства примет действующий президент Хасан Рухани. В интервью "Вестнику Кавказа" старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН, профессор Владимир Сажин дал понять, что альтернативы Рухани на сегодняшний день нет.
- Какие фигуры будут противостоять Хасану Рухани на выборах?
- Сейчас трудно сказать. До выборов еще полгода. Есть неофициальные данные, что верховный лидер аятолла Хаменеи поддерживает кандидатуру Хасана Рухани. Кроме того, традиционно в Иране президент выдерживает два срока, не считая первую дату Исламской революции, когда один президент был убит. Потом все президенты избирались по два раза. Главный политический противник Хасана Рухани Махмуд Ахмадинежад отказался от участия в выборах. Яркого харизматичного лидера среди оппозиции президенту Рухани нет. Может быть, они появятся, но, скорее всего, Рухани будет избран на второй срок.
- Насколько прочны позиции Рухани, с которыми он пойдет на выборы?
- Главная его заслуга - решение иранской ядерной проблемы. Главный его минус - нерешенные экономические вопросы. Но здесь есть взаимосвязь. Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) был принят 14 июля прошлого года Ираном и шестеркой переговорщиков, и решение ядерной проблемы обеспечило открытие Ирана для международного бизнеса. За это время немало президентов, премьер-министров, министров иностранных дел и других официальных иностранных лиц посетило Иран, не говоря уже о торгово-экономических делегациях. Все хотят иметь бизнес в Иране. Идет большая конкуренция. Но на Западе работают с Ираном с оглядкой. У них есть неуверенность в будущем из-за такой резкой позиции США. США снимают лишь те санкции, которые касались ядерной проблемы. Санкции же, которые были введены из-за нарушения прав человека, из-за поддержки Ираном террористических группировок по всему миру, продолжают действовать. Поэтому западный бизнес с неуверенностью вступает в деловые связи с Ираном, опасаясь действий со стороны США. Я уверен, что Иран будет выполнять требования СВПД также как и остальные задействованные в этом стороны. Со временем вопрос утрясется, и с Ираном будут заключены не только предварительные соглашения, меморандумы, но и контракты. Сейчас Иран несколько перестроил систему контрактов в нефтяной сфере, что привлекает мощные международные нефтяные и нефтегазовые компании, в том числе российские. Думаю, в ближайшее время в Иран пойдет поток иностранных инвестиций, что будет способствовать развитию экономики Ирана. Курс, который предлагал и предлагает президент Рухани, оптимальный для Ирана. Думаю, этот курс будет поддержан и обеспечит победу Хасана Рухани.
- Как изменилось за последние четыре года соотношение консерваторов и прогрессистов в иранской властной элите?
- Это условное деление. Либералы и реформаторы, которых представляет Хасан Рухани, получили большинство в парламенте, они оказывают серьезное влияние на всю внутреннюю и внешнюю политику Ирана. После президентских выборов 2013 года и выборов в Меджлис в этом году произошли изменения. Нельзя сказать, что противоположный блок ослаб, он даже стал более агрессивным по отношению к Рухани, но, думаю, большинство все-таки на стороне Рухани.
- Насколько спокойными будут выборы 2017 года?
- Сейчас, более чем за полгода, трудно сказать, но я думаю, они будут относительно спокойными.
- Как к этим выборам отнесутся за рубежом?
- Положительно, потому что за неполных четыре года Рухани показал себя как прагматик, с которым можно иметь дело.