Увидим ли мы доллар за 100 рублей?
На фоне продолжающегося падения цен на нефть, баррель которой уже стоит меньше $38, уже начала активно обсуждаться вероятность нового обвала российской национальной валюты вплоть до 100 рублей за доллар, то есть большего, чем даже в самые худшие дни декабря 2014 года.
Однако в Минфине сохраняют спокойствие и призывают не подаваться панике. Замглавы этого ведомства Максим Орешкин заверил, что на сегодняшний день нет каких-либо причин для того, чтобы курс американской валюты достиг трехзначных показателей. "Экономика в целом адаптировалась с точки зрения платежного баланса к $40 за баррель, поэтому причин ожидать 100 руб за доллар нет", - сказал он.
По мнению замминистра, единственное, что на сегодняшний день может угрожать российской экономике, это дефицит бюджета.
Советник по макроэкономике гендиректора брокерского дома "Открытие" Сергей Хестанов в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" также выразил мнение о том, что пока нет предпосылок для достижения курсом доллара отметки 100 рублей.
"Существует очень простая эмпирическая формула. Там чуть-чуть меняются цифры, но они меняются не сильно и не очень быстро. До недавнего времени эта формула выглядела так. 3200 рублей - это стоимость барреля нефти, которая нужна для балансировки российского бюджета. Нужно разделить это число на стоимость марки нефти Brent, и получится прогноз курса рубля. Формула нельзя сказать, что стопроцентно точная, но приблизительно она курс рубля подтверждала достаточно долго и неплохо. Возможны отклонения от формулы, но обычно они не длятся долго. Если государство сокращает госрасходы, сумма уменьшается, если государство, соответственно, интенсивно тратит резервы, то тоже сумма уменьшается. И получается, что в рамках этой формулы для того, чтобы курс доллара превысил 100 рублей за доллар, нужно чтобы нефть находилась в районе $30 за баррель. Поскольку пока, к счастью, нефть заметно дороже, то соответственно, курс доллара гораздо меньше относительно рубля, чем 100 рублей за доллар", – сказал он.
Однако с возвращением в первом квартале следующего года на нефтяные рынки Ирана многое может измениться. "Если он будет проводить агрессивную политику, то есть, широко предоставлять скидки на свою нефть, то полностью исключить падение цен до уровня $30 за баррель нельзя. Поэтому при неблагоприятном, но маловероятном, стечении обстоятельств, в принципе, курс доллара может составить 100 рублей за доллар. Но для этого необходимо, чтобы цены на мировом рынке очень сильно упали. Поскольку при низких ценах часть месторождений становится нерентабельной, добыча на них начинает сворачиваться, это приводит к тому, что производство нефти снижается, а цены вновь начинают расти. Поэтому курс рубля 100 рублей за доллар возможен, но при достаточно маловероятных в ближайшем будущем обстоятельствах", - считает эксперт.
"К сожалению, мы не знаем, какие скидки будет давать Иран. Объективно, если они не будут велики, то объемы его поставок будет не достаточно для того, чтобы обрушить цену до $30 за баррель. Но, с другой стороны, Иран находится под жесткими санкциями с 2012 года, он сильно изголодался по твердой валюте. Поэтому к сожалению, до того как иранское руководство не на словах, а на деле продемонстрирует, каким образом республика будет выставлять свою нефть на мировой рынок, любые прогнозы, к сожалению, носят достаточно приблизительный характер", - посетовал Хестанов.
Он также добавил, что на сегодняшний день еще "нет полного понимания того, как Иран будет отвоевывать свой рынок обратно". "Не исключено, что в том случае, если предложенные им скидки окажутся очень велики, это может привести к тому, что часть российских покупателей нефти переключаться на Иран, и соответственно, это тоже серьезная угроза для курса рубля", - предположил эксперт.
Говоря о произошедшей девальвации рубля, экономист отметил, что в известном смысле она пошла на пользу финансовой системе страны. "Поскольку я занимаюсь макроэкономикой, то для меня важно следующее. В начале года у нас был дефицит бюджета 7,9%. Это довольно много. В последние дни дефицит бюджета снизился до величины около 3% от ВВП, что как раз соответствует управляемости бюджета. А что такое устойчивость, говоря простым языком? Это возможность бюджета выполнять свои обязательства - выплачивать пенсии, пособия, зарплаты бюджетникам. С этой точки зрения, действительно, девальвация рубля пошла на пользу бюджету", - заключил Сергей Хестанов.