Ханс-Фридрих фон Плетц: "Нет смысла говорить о ледниковом периоде между Россией и США"
Британская сторона инициировала приостановку политического диалога с Россией на фоне активной позиции Москвы по ситуации в Сирии и на Украине. Практически все политически контакты были резко прерваны, политический диалог на высшем уровне был сведен на нет. При этом страны материковой Европы стараются поддерживать контакты с Москвой, и диалог, хотя и очень сложный, идет. О российско-германских отношениях на фоне последних событий "Вестнику Кавказа" рассказал бывший посол ФРГ при НАТО, в Лондоне и Москве Ханс-Фридрих фон Плетц.
- Как бы вы оценили сегодняшние отношения между Германией и Россией?
-Российско-германские отношения улучшаются после падения Берлинской стены, объединения Германии. Я сам участвовал в тех событиях, будучи послом в Москве, а затем как председатель Российско-германского союза по молодежному обмену. На сегодняшний день обмен достиг 120 тыс. человек. У нас отличная основа для развития отношений не только на уровне правительства и политиков, но и на уровне общества, молодежи, студенческих обменов, побратимства городов, и конечно, деловых связей.
Между тем, события в Украине и в Крыму вызвали большое разочарование немецкого общества, потому что впервые границы в Европе были изменены подобным образом с нарушением принципов и обязательств. Это стало причиной неудовлетворения, но я надеюсь, оно будет преодолено.
- Каково ваше отношение к действиям России в Сирии?
- Изначально это был внутренний конфликт в ближневосточной стране, казавшийся достаточно далеким. Но, к сожалению, этот конфликт был усугублен тем, что в него были вовлечены и внешние силы различных религий, убеждений и интересов. В связи с этим ситуация становилась все более и более сложной. Действия вооруженных сил Сирии, поддерживающих президента Башара Асада, привели к массовой миграции в Центральную Европу, в Германию. Теперь, мы знаем гораздо больше об этом конфликте и делаем все возможное для его урегулирования.
- Какие действия предпринимает Европа?
- Мы делаем все возможное, чтобы принять их по-человечески, дать им кров, еду. Мы стараемся их интегрировать, даем уроки языков и тому подобное. Это сложный вызов.
- Какие складываются отношения между Германией и странами Южного Кавказа?
-У нас хорошие отношения и с Азербайджаном, и с Арменией, и с Грузией. Наш бизнес представлен также в странах Центральной Азии, странах Каспийского региона, Причерноморских странах. Словом, идет весьма позитивное развитие.
-Видите ли вы какие-нибудь пути решения карабахского конфликта?
-Я несколько раз был в Азербайджане. Боюсь, я не вижу в ближайшем будущем перспектив решения этого замороженного конфликта. Но мы поддерживаем стороны в их попытках найти мирное решение.
-Какие отношения сегодня складываются между Германией и Турцией?
- Турция хороший друг и союзник. Германия и Турция входят в НАТО, и понимая опасность усугубления конфликта в Сирии, мы разместили контингент и ракеты на турецко-сирийской границе с целью защитить Турцию.
Турция уже несколько лет ведет переговоры о вступлении в ЕС. Канцлер Германии Ангела Меркель в ходе недавнего визита в Турцию выразила поддержку интенсификации этих переговоров. У нас особые отношения ввиду того, что большая часть турецкого населения живет в Германии. Многие приехали как гости и живут у нас уже в третьем поколении.
- Что, по-вашему, должны сделать Россия и США, чтобы растопить лед двусторонних отношений?
- Не думаю, что есть смысл говорить о ледниковом периоде. Отношения продолжаются. У меня нет ни одного знакомого, который был бы рад осложнению отношений между Москвой и Вашингтоном. Учитывая озабоченность России в связи с вступлением Украины в зону свободной торговли ЕС с 1 января 2016 года, германское руководство предложило обсудить возможные проблемы и пути их решения между Европейским и Евразийским экономическим союзами. Я думаю, что это весьма обнадеживающий шаг вперед.