Шэн Шилян: "В своих действиях Россия более эффективна, чем США"
Главный научный сотрудник Центра по изучению мировых проблем при агентстве "Синьхуа" и Института социального развития Евразии при Госсовете КНР Шэн Шилян входит в правления Китайского исследовательского центра экономики России и Центральной Азии и Китайского исследовательского центра ШОС. В кулуарах валдайского форума китайский эксперт рассказал "Вестнику Кавказа" о Сирии, Карабахе, Украине
- Как в Китае оценивают российскую операцию в Сирии?
- Борьба с экстремистами, с террористами - правое дело. Конечно, Китай поддерживает борьбу России с "Исламским государством". Если американцы ведут настоящую борьбу с терроризмом, то Китай поддерживает и их. Но я думаю, что в своих действиях Россия более эффективна, чем США.
- Известно, что на постсоветском пространстве Китай очень активен в Центральной Азии, а есть ли какие-то совместные проекты со странами Южного Кавказа?
-Между Китаем и Азербайджаном традиционно очень добрые, хорошие отношения. С Грузией и Арменией у нас тоже всегда были хорошие отношения. Я думаю, это правильно. Это небольшие страны, не располагающие мощным ресурсным потенциалом, поэтому им нужно вести самостоятельную внешнюю политику, сохраняя хорошие отношения и с Америкой, и с Россией, и с Китаем, и с ЕС.
Однако еще важнее странам Южного Кавказа улучшить отношения между собой. Как известно, между этими трем странами есть разного рода двусторонние противоречия, территориальные споры. Эти проблемы необходимо решать мирно, через переговоры. Что касается например карабахской проблемы, то острая фаза противостояния прекратилась, но проблема еще не решена. И к ее решению нужно идти только через переговоры - вооруженные столкновения не помогут.
- Как вы оцениваете роль России в урегулировании карабахского конфликта?
- Урегулирование возможно лишь через мирные переговоры. Раньше были горячие головы, сейчас политики уже стали более хладнокровными. Есть разные варианты. Китай и Россия, например, пополам поделили Большой Уссурийский остров, который у нас называется остров Черного медведя. Это один из вариантов решения территориальных споров.
- Сегодня многие эксперты сходятся во мнении, что однополярная система мироустройства рушится. Так ли это, на ваш взгляд?
- Я бы не стало говорить, что мы уже пришил к многополярному миру. Все равно США играют главенствующую роль и в военной сфере, и в политике, и в экономике. Америка, как чемпион многоборья.
У Китая сейчас вторая экономика в мире, однако, в других областях мы слабы. У нас огромное население, поэтому мощной экономике в пересчете на душу населения получается небольшая сумма. Но сейчас ситуация лучше, чем во времена холодной войны, даже лучше, чем после распада СССР, потому что Россия сейчас возрождается и мир стал более сбалансированным.
- Как в Пекине расценивают происходящее на Украине?
- Что касается Крыма, то надо подходить с исторической точки зрения. Крым до 1954 год принадлежал России.
Китай выступает за суверенитет, за целостность территориальную Украины, однако в том, что касается Крыма, у нас более сложное отношение. В наших интересах улучшение российско-украинских отношений. Для России Украина очень важная страна, а для Украины – Россия.
Я думаю, что для Украины будет лучше улучшить отношения и с Россией, и с Америкой, и с ЕС. Хотя Украина огромная - это одна из самых крупных стран в Европе. Однако она существенно меньше США или России. Ей нельзя вступать в конфронтацию, особенно с соседями. Поэтому, думаю, что для Украины очень важно сбалансировать отношения с Западом и с Россией.