Людмила Бокова: «В школе всегда останутся два главных человека – учитель и ученик»
Гость программы «Трибуна» зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, сенатор от Саратовской области Людмила Бокова. Продолжение. Начало см. Людмила Бокова: «ПАЧЭС позволяет нам узнавать друг друга, находить точки соприкосновения»
- Вы как педагог всегда выступали за активное внедрение современных технологий в учебные процессы и поднимали вопросы информативной безопасности в школах. Какой вам видится школа будущего с точки зрения, внедрения современных технологий?
- Здесь можно бесконечно фантазировать, но я знаю только одно, в школе всегда останутся два главных человека – учитель и ученик. На этом стоится школа, весь процесс передачи знаний. Информационные технологии являются инструментом, средством, которое, скажем, помогает приобретать эти знания, ускорять этот процесс, визуализируют его, дают возможности для развития, более нового представления об этом мире, в том числе, с точки зрения развития информационных технологий. Виртуальный тренажер дает возможность посмотреть не на макет там строения клетки, а позволит увидеть все как живой процесс. Процесс обучения с информационными технологиями становится более захватывающим, более интересным, более жизнеспособным, визуализированным.
Но важно не перегрузить образовательный процесс, живое общение информационными технологиями, исходить из целесообразности. Наверное, любой родитель ощутил, что такое электронный дневник, учитель ощутил, что такое электронный журнал. Там и оплата услуг столовой, безопасный проход в школу. Моя мечта, чтобы информатизация вышла на более высокий уровень.
- Сейчас очень много говорят о целесообразности ЕГЭ. Как вы считаете, надо ли продолжать эту реформу или уже ЕГЭ современном виде вполне себя оправдывает?
- Уже более 10 лет мы находимся в этом процессе. Поначалу были сложности и с подготовкой контрольно-измерительных материалов, и с доставкой, и со списыванием, и с уровнем подготовки детей. Сейчас эта процедура более прозрачна и решает основную задачу создания конкурсного отбора при поступлении в высшие учебные заведения.
Не надо два раза фильтровать наших детей, а кроме того, вводится право выбора - каким образом сдавать, в каком формате
Насколько совершенен ЕГЭ, вопрос, конечно, дискуссионный. Насколько он дает возможность всесторонне оценить ребенка, насколько он применим для того или иного вуза – тут судить о его объективности не приходится. Поэтому нужно искать некие параметры, которые действительно позволят приводить в вузы мотивированных абитуриентов. Сегодня я вижу попытку сделать из ЕГЭ палочку-выручалочку для всех проблем, которые существуют в нашей системе образования.
- Несколько лет назад мы столкнулись с проблемой, что получить 100 баллов по ЕГЭ в Москве, Санкт-Петербурге или в любом другом крупном городе – это одна история, а получить в селе, деревне, каком-нибудь отдаленном селении – это уже была совершенно другая история…
- Все стремятся к тому, чтобы попасть в высшие учебные заведения на бюджетные места, и ЕГЭ - единственный инструмент, который это позволяет. И не важно, какие средства и методы я для этого использую. Если есть обходные пути достижения этой цели, они будут использованы. На сегодняшний день, к сожалению, нет хорошей, объективной информации о востребованных профессиях в нашей стране, а получения высшего образования, может быть, слишком доступна. Такое число вузов - на каждом углу вывески. Естественно, должна быть более жесткая конкуренция, более жесткий вектор в этом отношении, и в высшее образование мотивированные люди должны пойти. Сегодня, слава Богу, сделана попытка усилить привлекательность рабочих профессий, которые востребованы. Такие люди необходимы экономике. Уже созданы центры для как раз получения такого рода профессий. Со временем это нивелирует недостатки, которые есть в системе ЕГЭ. В душе надеюсь, что может быть, мой ребенок с этими недостатками не столкнется.
- В рамках передачи "Трибуна" у нас существует рубрика "От Камчатского края до Калининградской области", которая посвящена развитию внутреннего туризма. Вы сенатор от Саратовской области. Что интересного предлагает Саратовская область российскому туристу?
- Наше основное достояние – река Волга, на берегу которой располагается много санаториев. В жаркие сезоны Волга создает благоприятный и комфортный климат. Недавно у нас был презентован туристический атлас Саратовской области, где указаны туристические маршруты - начиная от сельского туризма и заканчивая экстремальными видами спорта. Мы используем то, чем щедро наградила нас природа. Плюс инициатива жителей, которые создают условия для того, чтобы можно было приехать сюда.
Волга щедрая на природу, на экзотику. Не побывать там, значит не почувствовать настоящей Центральной России. Недавно презентован археологический памятник Увек – один из первых и крупнейших городов Золотой Орды. Там интересно побывать людям, которые интересуются историческими эпохами, которые были представлены на нашей территории.
Я как человек, который занимался археологическими раскопками, могу сказать, что у нас таких диковинных находок огромное количество. На территории Саратовской области были найдены следы причерноморской культуры. То есть люди ездили, посещали, изучали. Так и для нас сейчас особая ценность – посещать, изучать и познавать.