Виктор Рогоцкий: "Энергетика - это социальный барометр"
Гость программы "Трибуна" член комитета Совета Федерации по экономической политике, сенатор от Ярославской области Виктор Рогоцкий обсуждает с Владимиром Нестеровым положение дел в российской энергетике.
- Одна из самых животрепещущих проблем российской энергетики – задолженности. Много задолжали?
- Да, долги отрицательно сказываются на развитии как самой энергетики, так и всей экономики. Энергетика –основа экономического развития страны и благополучия населения. Это социально важный фактор. Энергетика –социальный барометр общества. Если энергетике происходят какие-то изменения, мы остро на них реагируем, особенно когда вопрос касается ценовой политики – тарифов на электрическую и тепловую энергию, на газ, на воду и так далее.
Поэтому развитие энергетики остается постоянной заботой государства, в том числе и Совета Федерации. Мы думали, что уже не можем вернуться к тем лихим девяностым, когда неплатежи были обычным явлением, когда не было практически денежных расчетов, а были только бартерные зачеты и сплошная чехарда. После этого мы очень долго настраивали хозяйственный механизм, чтобы повысить дисциплину, в том числе и платежную.
Но в последнее неплатежи просто снежным комом идут. Задолженность по всем видам ресурсов порядка 1 трлн рублей. По электрической энергии 250, по теплу – 400, по газу – 200, и так далее. Это колоссальные суммы! Это деньги, которые недополучили ресурсно-снабжающие организации для своего развития, то есть для обеспечения более благополучной работы предприятий и жизни населения.
- Кто потребляет, но не платит?
- 80% - предприятия бюджетной сферы, 20% - население. Население старается платить. В разных регионах платежи – от 97% до 70%. С платежами по республикам Северного Кавказа не совсем благополучно. 6% населения, как говорит статистика, не платит, поскольку та услуга, которая им оказывается, не достойна того, чтоб за нее платить. 17% забывает платить. Странно, что 51% неплательщиков - люди со средним и высоким заработком.
- Получается, платят в основном люди малого и приближенного к среднему достатка?
- Абсолютно. Видимо, они наиболее сознательные люди. Надо повышать дисциплину, исходя из того, что если не платить, то положение будет усугубляться. Это работа и государственных, и муниципальных органов, и общественных организаций, и законотворческих инициатив на уровне Госдумы, на уровне Совета Федерации. Население надо заставлять платить всеми способами.
- Но неплатежи населения, как вы сказали, составляют всего 20%, а 80% - это предприятия и бюджетная сфера. Как это предприятие может не платить за электричество?
- За неоплату электроэнергии пени рассчитывается из расчета одна трехсотая ставки рефинансирования Центрального банка. Это примерно 7,5% годовых. Какое предприятие возьмет за 7,5% годовых кредит в банке? Такого нет в настоящее время. Поэтому предприятию легче рассчитываться с кем угодно, но только не с энергетиками, потому что там надо или сразу рассчитываться, или брать кредит под такой высокий процент. У предприятий низкие штрафы. Поэтому они лучше будут кредитоваться у энергоснабжающих организаций или ресурсоснабжающих организаций, чем в банке. Платежная дисциплина в этом вопросе низкая.
- Готовится закон о повышении ответственности за неплатежи. Когда он будет принят?
- Одни из способов повышения дисциплины – метод принуждения, метод наказания или усиления санкций за неплатежи. В весеннюю сессию в Госдуме был рассмотрен законопроект об усилении ответственности за неплатежи с одной трехсотой до одной сто восьмидесятой до 31 дня, а с 31 дня – одна сто тридцатая ставки рефинансирования Центрального Банка. Это уже 21% годовых и уже сравнимо с тем процентом, под который дают кредит банки и финансовые институты страны. Это будет подталкивать юридических и физических лиц к своевременным расчетам.
- Могут ли сработать методы поощрения?
- Ресурсоснабжающие организации предлагают погасить долги без учета пени. Предлагается реструктуризацию долгов сделать. То есть, ресурсоснабжающая организация готова, если будет погашено основное "тело" долгов.
- Существует федеральная программа "Надежный партнер". На данный момент не все регионы в ней задействованы, сколько регионов в ней участвует?
- Эту программу мы разработали "Русгидро" и Совет Федерации. Мы благодарны нашим разработчикам, Совет Федерации поддержал эту инициативу. Программа "Надежный партнер" работает с 2013 года. Начали мы с 14 регионов, сейчас уже 30 регионов, на следующий год будет порядка 43-44 регионов. Планируем за два-три года полностью охватить все регионы страны этой программой.
"Надежный партнер" программа – не только поощрительная, где нормальные плательщики, которые не имеют задолженности, будут вовремя рассчитываться с поставщиками ресурсов, выполняя свои обязанности. Это дискуссионная площадка, на которой специалисты и снабжающих, и производящих, и распределяющих организаций, потребители обмениваются и вырабатывают решение. Для нас, законодателей, это очень важно, потому что мы можем использовать те предложения, которые наработаем на форумах, для законодательных инициатив.
Мы сначала в нее не очень верили, ведь сколько уже было таких мероприятий, но есть проблемы, над которыми надо постоянно работать. И результаты уже есть. Повышается дисциплина, хотя еще долги все-таки довольно тяжкие даже в тех регионах, которые участвуют.
- Республики Северного Кавказа участвуют в программе "Надежный партнер"?
- Пока нет. Но я хотел бы, чтобы обязательно они поддержали программу. В этом будет выход из того серьезного положения, в котором оказался в том числе и Северный Кавказ. Есть еще проблема, когда ресурсоснабжающие организации не получает деньги за поставленный ресурс. Они обращаются, согласно нормативным актам, в судебные инстанции, принимаются определенные меры. Благодаря этому, например в Северной Осетии, 80% из предъявленных исков погашено. В Ингушетии - 17% из предъявленных исков. Вопрос неплатежей наиболее злободневный для энергетики. Из 50 млрд долгов по оптовому рынку 28 млрд –долги Северного Кавказа. Почти половина. Надо работать и работать, в том числе и руководителям, и исполнительному аппарату республик Северного Кавказа, над этой проблемой. Они работают. Но вот в Дагестане мы проверяем – более сотни домов подключено самовольно. Как предъявить претензии? Если ресурсно-снабжающая организация подает иски – как найти судебным приставам неплательщика, если он официально не зарегистрирован и не оформлен, и так далее?
- У него нет счетчика, приборов учета?
- Естественно. Там своя специфика, родственные связи и так далее. Тем не менее опыт Республики Северная Осетия-Алания показывает, что если работать серьезно, то можно достигать неплохих результатов. По чеченской республике тоже достигнуты результаты неплохие. Надо подтягиваться и другим.
- Какова ситуация с энергетикой на Северном Кавказе? Можно ли говорить о профиците или о дефиците мощностей?
- Дефицита мощностей на Северном Кавказе нет, потому что там довольно мощные сетевые организации, гидроресурсы, станции.
- Есть предложения о заморозке тарифов для малоимущих?
- Более двух лет назад, выступая в Совете Федерации, когда задолженность населения была 42 млрд рублей, я поделил неплательщиков на группы – были те, которые живут у черты бедности и за чертой бедности. Это процентов 25. Все остальные способны погасить. А эти 25%, четвертая часть (примерно 8 млрд рублей), вряд ли способны без какой-то существенной помощи погасить эти долги. Я предлагал обнулить для них эти долги. Дать им шанс начать жизнь, чтобы больше не накапливались долги, чтобы они могли нормально рассчитываться.
- А если долги копятся с каждым месяцем, идут хвосты, которые вы предлагаете отбросить, но просто будут образовываться новые, с учетом того, что тарифы регулярно повышаются по понятным причинам?
- Может быть, здесь все зависит от того, что дать человеку, когда он рассчитался, "удочку" или "рыбу". Пока мы даем рыбу, предлагая списать долги, но нужно дать ему возможность не залезать больше в долги. Я, честно говоря, не совсем, не понимаю, зачем нужно замораживание тарифов с экономической точки зрения. Чтобы показать снижение инфляции?
- Как форма для малоимущих. Для них тарифы будут заморожены, а остальные будут платить по рыночной стоимости.
- Есть государственный стандарт, согласно которому нельзя за жилищно-коммунальные услуги взимать более 22% совокупного душевого дохода, на остальное должны предоставляться субсидии. Государство уже защитило незащищенные группы населения. А замораживание тарифов… Ну год заморозили, два заморозили, почему тогда только на ресурсы? Почему на продукты питания не заморозить цены на железнодорожные перевозки?
- Такие популистские предложения звучат.
- Тогда давайте создадим Госплан, Госснаб, нормативно-распределительную экономику. Тогда куда мы будем двигаться? Опять в тупик, откуда мы ушли. Мы должны двигаться к рыночной экономике, развязывая сложные узлы. Рыночная экономика не понимает, что такое заморозить, потому что потом размораживать нечего будет, не будет ни того товара, ни той услуги, они просто уйдут с рынка, они погибнут. Они не могут существовать нерентабельными, продавать услуги ниже себестоимости.
Энергетика – социальный барометр общества, поэтому общество должно жестко контролировать тарифы естественных монополий. Это и энергетика, это и транспорт, и так далее. Если энергетики, железнодорожники или газовики захотят получать сверхприбыли, пойдет раскрутка инфляции.
Общество должно их контролировать жестко – через общественные палаты, партийные структуры и, конечно, исполнительную власть.
Тарифы соответствуют той величине, которая дает возможность существовать энергетикам, развиваться в тех объемах, которые требуют наши программы. Энергетика должна развиваться. На нее основе будут развиваться все остальные отрасли. Поэтому здесь очень тонкий механизм регулирования. На уровне президента принято решение объединить Федеральную службу по тарифам и Федеральную антимонопольную служб, чтобы был более жесткий контроль за установлением тарифа.
Продолжение следует