К чему приведет ужесточение американской политики в отношении Ирана
Президент США Дональд Трамп вновь заявил о возможности выхода из ядерного соглашения с Ираном. Такая позиция Вашингтона, открывающая путь для одностороннего выхода Вашингтона из ядерного соглашения 2015 года и возобновления войны санкций с Тегераном, вызвало реакцию мировых и региональных держав. Старший научный сотрудник ИВ РАН Ирина Федорова полагает, что стратегия Дональд Трампа в отношении Ирана не нова, о своих намерениях он говорил еще во время предвыборной кампании.
″Когда мы сейчас говорим о том, что это новая стратегия президента Трампа в отношении Ирана, я с этим не согласна. Это стратегия старая, о которой он говорил и во время предвыборной кампании, и сразу после инаугурации - сделку надо отменять и проводить в отношении Ирана гораздо более жесткий курс. Но прошла встреча была министров иностранных дел стран ЕС, на которой было принято заявление в отношении всеобъемлющего соглашения по иранской ядерной программе, где было подтверждено, что страны ЕС следуют этому соглашению, буду его выполнять″, - напомнила Федорова.
По ее словам, президент Франции Эммануэль Макрон и глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Федерика Могерини придерживаются такой позиции, что переговоры с США, Ираном и с другими членами международного сообщества должны идти, но не по изменению всеобъемлющего плана. ″Это должны быть просто дополнительные переговоры относительно ракетной программы Ирана, нарушения прав человека, деятельности Тегерана в регионе, то есть поддержки Тегераном каких-то организаций, деятельность которых вызывает резкое отторжение у США и у стран Запада. Такие переговоры по дополнительным каким-то соглашениям, не трогая сам всеобъемлющий комплексный план действий, возможны″.
По словам Ирины Федоровой, любые действия США по ужесточению политики в отношении Ирана приводят к тому, что позиция консервативных кругов в Иране ужесточается и усиливается, а позиции реформаторов, президента Хасана Рухани ослабевают. ″Любое действие США по ужесточению позиции играет на руку консервативным силам, которые во многом не заинтересованы в налаживании отношений с международным сообществом. Это замкнутый круг. Ужесточение позиции приводит к усилению консервативных сил, усилие консервативных сил к ужесточению курса и на Ближнем востоке в отношении международного сообщества. Одно идет за другим. Пока мы не видим каких-то жестких последствий решения Трампа, но мы уже сейчас видим, что оно внесло определенную неопределенность в ту ситуацию, которая складывается в отношении Ирана. Конечно, сейчас европейские компании дважды будут думать, прежде чем инвестировать в нефтегазовый сектор Ирана″.