Валерий Васильев: «Нужно искать новые источники пополнения дорожных фондов»
Гость программы "Трибуна" зампред комитета Совета Федерации по экономической политике Валерий Васильев.
- Вы недавно вернулись из Ростова-на-Дону, где проходило совместное заседание нескольких комитетов Совета Федерации по вопросам строительства дорог в России. Какие основные проблемы были выделены в этой сфере?
- Вопросам дорожной отрасли в Совете Федерации мы уделяем особое внимание. В ходе этой весенней сессии мы провели правительственный час, посвященный этой проблематике. Комитет по экономической политике также провел большой круглый стол по этой проблеме. Выездное заседание двух комитетов – комитета по бюджету и комитета по экономической политике – стало завершением весенней сессии. Вопросов в дорожной отрасли достаточно много - 1,5 млн км дорог в Российской Федерации, по протяженности дорог мы находимся на 5 месте, но всего 37% региональных дорог соответствуют существующему нормативу. И с финансовым положением в регионах далеко не все блестяще. Дорожная деятельность лишь на 14% обеспечивается регионами.
- Есть ли какие-то позитивные знаки в строительстве дорог? Может быть, у каких-то регионов получается несколько лучше? 14% - это, наверное, какая-то средняя цифра?
- Это «средняя температура по больнице». Безусловно, какие-то регионы чувствуют лучше, какие-то хуже. Москва на общем фоне выделяется, но проблема с финансированием основная. Нужно искать новые источники пополнения наших дорожных фондов. Хотя за последние четыре года наполнение дорожных фондов увеличилось в два раза, но этого недостаточно. Да и с качеством существуют очень серьезные проблемы. Автомобилисты отмечают улучшение качества дорог, но оно оставляет желать лучшего.
- Есть ли заинтересованность со стороны частного инвестора в дорожном строительстве? Или это исключительно прерогатива нашего государства, региональных и федеральных бюджетов?
- Мне кажется, что есть. Нужно создать соответствующие правила игры, тогда частному инвестору будет интересно. Я считаю, что частному инвестору интересно работать в дорожной отрасли, но вопросы финансирования нужно решать.
- Недавно прошел Санкт-Петербургский экономический форум. Много говорили о том, что никто не приедет, что с экономическими санкциями, введенными странами Евросоюза, США и рядом других стран, ни о каком экономическом взаимодействии, речи идти не может, что приедут какие-то бизнесмены не первого ранга. Оправдались ли такие опасения? Насколько губительными оказались санкции для мероприятия такого масштаба?
- Лично я губительных санкций для данного мероприятия не почувствовал. Я уже четыре года езжу на экономический форум в Санкт-Петербург. В этот раз увидел очень много гостей форума, и статистика говорит об этом. Почти 10 тысяч человек гостей. Многие наши гости не только с любопытством приезжают, послушать, поучаствовать, подискутировать в рамках форума, но они абсолютно искренне заинтересованы в своем бизнесе в России. Было заключено, насколько я помню цифры, порядка 200 контрактов на сумму порядка 300 млрд рублей. Поэтому говорить о том, что санкции сказались на проведении Санкт-Петербургского экономического форума, я бы не стал.
Были интересные дискуссионные панели. Зачастую те дискуссии, которые мне были интересны, проводились одновременно, и физически не было возможности попасть на все.
Форум как всегда был на высоте. Говорили о том, как устраивать экономическую политику, и иностранные гости с интересом участвовал в этих дискуссиях.
- Среди иностранных гостей были ли представители государств, которые ввели против России санкции?
-Представители 120 стран присутствовали на форуме. Были и представители бизнеса из стран, которые вводили санкции. Многие понимают, что санкции непродуктивны. Бизнес хочет работать, а не участвовать в санкциях.
- Наверняка на форуме обсуждалась такая тема как рост производительности труда. Вы специалист в этом вопросе. Что необходимо для роста производительности труда? Как наращивать внутреннее производство?
- Здесь важны несколько составляющих - технологии, перевооружение, инвестиции. Только в таком порядке, наверное, мы сможем поднять производительность труда. Можем рассмотреть несколько примеров. Взять наш Ивановский край. На всех наших предприятиях текстильной отрасли оборудование, к сожалению, импортное. Мне кажется, как раз сегодня надо больше обращать внимание, чтобы оборудование производилось у нас, чтобы технологии были новые.
Или посмотреть на сельскохозяйственную отрасль. Мы недавно проводили большой круглый стол по виноделию и виноградарству. Цифры нас действительно обескураживают - 92% столового винограда мы завозим из-за рубежа. Фактически все машины, которые работают на виноградниках, производятся не у нас. Если производить свои машины, по этой формуле мы начнем решать проблему, тогда повысится и производительность труда.
Краснодар, Ростовская область, Ставропольский Край, Кавказ, Крым – там великолепные условия, великолепный климат, люди, которые хотят работать. Оборот винодельческой отрасли в Италии составляет 15 млрд евро. Это колоссальная цифра. По сегодняшнему курсу это почти что 1 трлн рублей. Что нам мешает повторить успех Италии? Нужна серьезная поддержка государства, в первую очередь, экономическая, во вторую очередь, законодательная. Пока виноградников у нас ничтожно мало - 90 тыс. га. В Румынии 180 тыс. га виноградников, я уже не говорю о лидерах, Испании, Франции, Италии, где 800-900 и 1 млн га виноградников.
Это новые точки роста нашей экономики, которые при определенном внимании через 5-10 лет могут дать значительные результаты.
- Это те самые длинные деньги. А наш предприниматель гонится за «быстрым» рублем, который, как правило, быстро и заканчивается?
-К сожалению, это длинные деньги. Высадить лозу, а вино получить только через 5-7 лет.
- Для производства вина, винных сопутствующих продуктов, должны ли быть крупные предприятия, либо же можно говорить о малом предпринимательстве? На примере зарубежных стран - у них больше процент частного малого предпринимательства, либо же больших предприятий?
-У них в основном частные, да и у нас частные. Любые формы имеют право на жизнь, если они успешны. В последний выезд в южный регион мы посетили несколько предприятий. Это были и малые формы, было и большое предприятие «Фанагория». Оно успешно работает - 25 млн бутылок, очень хорошее качество, 1 млрд 200 налогов во все уровни. Это очень серьезное и очень успешное предприятие.
- Мы говорим о малом предпринимательстве, но его, на самом деле, не так много. Чего не хватает России для развития этого сегмента? Нужны ли новые законы?
- Нужны новые законы, нужна законодательная поддержка, но здесь поаккуратнее надо относиться. Буквально десять лет назад законодательных правительственных актов выпускалось порядка 5 тыс. в год. А в 2014 году их уже было более 20 тысяч. В Санкт-Петербурге на одной из панельных дискуссий аудитории предложили проголосовать, какие факторы сегодня замедляют рост нашей экономики – коррупция, цены на нефть, зарегулированность экономики… Порядка 10 факторов было названо. Аудитория проголосовала, и на первое место вышел фактор зарегулированности экономики. Бизнес говорит, что сложно становится работать, зачастую законы, которые мы выпускаем, работать мешают.
- Как вы считаете, а нужно ли настолько сильно наращивать импортозамещение, чтобы отказываться от всего зарубежного в пользу отечественного?
- Безусловно, не нужно. Но, мне кажется, сегодня так вопрос никто и не ставит. В вопросе продовольственной безопасности мы можем все выращивать у себя, сельское хозяйство нужно поддерживать. Но есть вопросы технологий, оборудования. Здесь закрываться ни в коем случае нельзя.
- Вы представляете в Совете федерации Ивановскую область. Что в области модно показать гостям, туристам?
- Ивановская область – центр России, благодатный край. У нас есть свои «жемчужины»- Палех, холуйское искусство лаковой миниатюры, известное на весь мир. Великая русская река Волга огибает Ивановскую область. На Волге находятся замечательные города русские – Пучеж, Юрьевец, Плёс, который в последние несколько лет стал необычно популярен. Несмотря на то, что он такой маленький, он имеет довольно-таки приличный гостиничный фонд. Во время зимних каникул, если вы не озаботились заранее бронированием, то отдохнуть в этом маленьком русском городе не получится. Места очень красивые и очень привлекательные, так что я думаю, что есть посмотреть в Ивановской области.
- То есть туристическая составляющая развивается и находится на достаточно высоком уровне?
- Развивается, но нам еще очень много чего нужно сделать. Главное - дорожная инфраструктура. Важно, чтобы туристы на автомобилях могли комфортно доезжать до того или иного города.
- Ивановская область является частью классического "золотого кольца" России. Если я сегодня на машине соберусь поехать в Плёс, я спокойно доеду в плане дорог?
- Безусловно. Очень хорошая дорога, комфортная, с кемпингами, с возможностью остановиться, поесть. Все условия есть.