Из Европы. Роман Полански против феминисток.
В Париже, 30 октября, откликнувшись на призыв ассоциации«Даёшь феминизм!» (французское феминистское издание и одноименная ассоциация – ЗН) и «Феминистского общества против насилия», женщины и девушки составили компактную сотню перед зданием Синематеки. Манифестация состоялась по поводу ретроспективы, посвященной творчеству Романа Полански, который на сегодняшний день обвиняется в пяти случаях сексуального насилия: в США, Соединенном королевстве и в Швейцарии. Все они относятся к периоду 1970 – 1980 гг.
Женщины собрались под вечер. Развернули свои транспаранты, некоторые из которых гласили: «Если насилие – искусство, вручите Поланскому все Сезары! (Национальная французская кинопремия - ЗН). Кричали в мегафон. Преимущественно тридцатилетние, все они – представительницы того нового поколения воинствующих феминисток, которое особенно активизировалось в последние годы. Недавний скандал с Харви Вайнштейном стал для них той искрой, что должна разбудить наконец общественное сознание.
В то время, как «дело Вайнштейна» идет полным ходом, на поверхность всплыло старое «дело Поланского». Франко-польский режиссер, бежавший из Голливуда в 1978 году от обвинений в сексуальных домогательствах, – снова герой скандальной хроники, теперь уже на волне массовых разоблачений. В 1977 году актриса Саманта Геймер обвиняла режиссера «Ребенка Розмари» в том, что он её изнасиловал, предварительно накачав наркотиками, когда ей было лишь 13 лет. Впоследствии она принесла свои извинения и хотела прекратить преследования. Четверо других актрис, напротив, продолжают требовать разбирательства инцидентов, восходящих к тому же времени и схожим обстоятельствам.
Последняя по времени, Марианна Барнард, подала жалобу в калифорнийский суд. В 1975-м, в возрасте 10 лет, она встречалась с режиссером во время фотосессии, организованной её матерью на пляже Малибу. По её словам, Полански к ней домогался после того, как попросил раздеться для снимка. Режиссер данные обвинения отвергает.
Обладатель Каннской «Пальмовой ветви» 2002-го года, преподносится обвинителями, в качестве символа безнаказанности, искусство которого намерено выйти за рамки морали и закона.
В январе, назначение Поланского председателем церемонии награждения премии Сезар, спровоцировало возмущение и вынудило его отказаться. В настоящий момент, целью феминисток стала Французская Синематека. Всемирно известный киноинститут объявил «долгую ретроспективу» режиссера: с 30 октября по 3 декабря. Так же, 4 ноября предполагается матер-класс, посвященный фильму «Призрак».
25 октября представительница воинствующих феминисток, Лора Сальмона, выпустила петицию, в которой потребовала у Синематеки аннулировать ретроспективу. Её текст на сайте Change.org гласит: «Настало время положить конец той культуре зла, стремящейся минимизировать, оправдать и распространить сексуальное насилие. Положить конец безнаказанности знаменитых мужчин, которые насилуют, домогаются, мучают и убивают женщин и детей, оставляя незапятнанными свои карьеры». Петиция собрала более 20 000 подписей.
В вечер понедельника режиссер прибыл на предпоказ своей новой картины «Основано на реальных событиях» по роману Дельфин де Виган. Так же, как и остальные, он толкался в очереди, которая протискивалась сквозь манифестанток. Небольшая толпа разделилась: одни не скрывала ни своей возмущенной солидарности с феминисток, другие – восхищения кинематографистом.
Как только Роман Полански пересек вестибюль, ему навстречу из толпы журналистов внезапно выбежали две представительницы движения Femen, как всегда: с обнаженным и расписанным лозунгами торсом, и с криком «Заклеймить насильников».
Тем не менее, среди активисток были и те, которые смотрят на происходящее более трезвым взглядом. Матильде – 35. Она изучает литературу в университете. «Я хочу, чтобы мы научились отделять произведение от его создателя. Я не имею ничего против того, чтобы эти фильмы демонстрировалось, равно как и против того, чтобы отдать ему [Поланскому] дать чествования. Но я нахожу это гипер-жестоким. Перед лицом дала Вайнштейна, данная ретроспектива в Синематеке – политический жест: это способ заявить, что то, что непозволительно – на самом деле позволительно».
Нешуточные процессы-разоблачения, с недавнего времени сотрясающие весь мир, успели уже стать трендом. Неразрешимый вопрос, который они предлагают мировой общественности, когда речь идет о ситуациях, подобных скандалу с Полански или Кевином Спейси: как сочетать любимые экранные образы или великих творцов с реальными прототипами и их реальными биографиями. Юридическая ответственность и мораль вступают в конфликт с эстетикой и идеалами искусства.
«Мы, подобно Синематеке, не верим в отделение человека и художника» – возмущается представительница группы «Даешь феминизм!». «Синематека не достаточно осознает степень проблемы. Оно и не удивительно: 89 % киноретроспектив посвящены творчеству кинематографистов-мужчин».
«Речь не идет о том, чтобы провозглашать неприкосновенность художника. Но должны ли мы осуждать произведение, по поводу которого задаемся вопросом: «в какой степени эта работа оправдывает сексизм, насилие или педофилию? Опять же, стоит ли уничтожать все творения тех художников, жизнь которых никогда не была образцом добродетели?» – риторически спрашивает продюсер фильма Поланского, Вассим Бежи.
На представлении режиссера президент Синематеки, Коста-Гаврас сказал:
«С 1974 года Полански жил и работал в Париже, своем родном городе, и его присутствие – источник гордости для всего французского кино. Мы убеждены, что фильмы Поланского более, чем когда-либо необходимы нашему пониманию мира и кино. Мы ни секунды не думали о том, чтобы отметить ретроспективу под давлением неизвестно каких иностранных обстоятельств на Синематеку и самого режиссера, которые весьма сомнительны и оскорбительны. Синематека останется верна своей независимости перед лицом каких угодно властей и лоббистов, верна своим ценностям и традициям – быть общим домом для всех кинематографистов».
Под овации вставшего зала, режиссер произнес: «Я очень рад быть здесь и показывать свои фильмы, которые, я надеюсь, останутся. Синематека для того и существует – для сохранения картин для вечности. Раньше их могли бы сжечь, как Гитлер сжигал книги. В самом начале [кино], копии фильма изготовлялись из нитратов, и горели они чертовки хорошо. Я помню, когда мы были молодыми, делали из них бомбочки. Сегодня все уже цифровое, и поэтому мои фильмы не должны исчезнуть, несмотря все это жужжание».
«Сопротивление!» – скандируют феминистки. «Сопротивление!» - тем же тоном отвечают организаторы из Синематеки, которые уже готовят на январь будущего года новую ретроспективу, посвященную Жан-Клоду Бриссо. Противоречивый режиссер «Белой свадьбы» - осужден в 2005 году за действия сексуального характера по отношению к двум актрисам во время прослушивания для «Тайных страстей». В моменту ретроспективы должен выйти его новый фильм, под названием: «Que le diable nous emporte» (Черт нас побери – ЗН).