Бахруз Абдолванд: «США используют конфликт на Украине, чтобы ослабить позиции российских энергетических предприятий»

Продолжение. Начало см. «Бахруз Абдолванд: «У Европы расходятся внешнеполитические решения и экономические интересы»

События на востоке Украины, спровоцировавшие острые противоречия между Западом и Россией, могут иметь непредвиденные последствия, которые отразятся на энергетической карте Европы. Во второй части эксклюзивного интервью «Вестника Кавказа» с координатором берлинского Центра изучения Каспийского региона, ассоциативным членом германского Общества внешней политики Бахрузом Абдолвандом речь идет о перспективах американского сланцевого газа на европейском рынке, а также стратегии энергетической безопасности ЕС. Предлагаем читателям продолжение разговора с экспертом.

- Господин Абдолванд, в ходе нашего разговора вы процитировали высказывания еврокомиссара Гюнтера Эттингера и канцлера Ангелы Меркель об общеевропейской энергетической стратегии. Есть ли в Европе единое мнение по поводу того, как эта стратегия должна выглядеть?

- На последнем саммите «большой семерки» в Риме были отчетливо заявлены американские энергетические интересы, которые во многом расходятся с представлениями европейских стран о стратегии диверсификации энергетических источников. В то время как США и Канада борются за европейских рынок и мечтают о глобальной западной энергетической супердержаве, а Великобритания настаивает на рассмотрении всех опций – от «фракинга» (относительно новый метод добычи сланцевого газа из недр земли – прим. «ВК») до атомной энергии из Японии, Германия демонстративно остается в стороне и ссылается на общее заявление министров энергетики «большой семерки». В этом заявлении речь идет о разнообразном по своему составу «энергетическом миксе», развитии инфраструктуры и транспортировки нефти и газа, а также поддержке восточноевропейских стран; роль атомной энергетики там на втором плане, а также нигде нет прямого указания на российскую роль. Германия и, в частности, ее министр энергетики Зигмар Габриэль предлагают создать энергетическую КБСЕ (Конференцию безопасности и сотрудничества в Европе) с включением в ее состав и России.
Если американцы смогут продавить свою позицию, и диверсификация российских газовых поставок произойдет практически полностью за счет импорта сланцевого газа из США, то это будет иметь прямые экономические и косвенные геополитические последствия для Москвы. Прямым следствием стало бы падение доходов России от продажи газа, что, в свою очередь, заметно ограничило бы ее экономическое и финансовое поле деятельности. Результатом стало бы резкое сокращение военных расходов РФ, нынешний уровень которых необходим для продолжения ведения наблюдаемой сейчас жесткой внешней политики. Ведь за последние два года оборонный бюджет России вырос почти на 50% и составил порядка 90 млрд. долларов.

- Поставки американского сланцевого газа в Европу все чаще называют возможной альтернативой российскому природному газу. Как может повлиять украинский кризис на зарождающуюся американо-российскую конкуренцию на газовом рынке?

- Правительство США, похоже, пытается использовать конфликт на Украине, чтобы максимально ослабить позиции российских энергетических предприятий на европейском рынке, и завоевать его для собственных компаний. В самом деле, ЕС обдумывает в качестве среднесрочной альтернативы российским поставкам импорт сжиженного газа из США. Барак Обама обещал еще в марте этого года, что США будут поставлять в Европу танкерами сжиженный газ. В таком же духе высказался и премьер-министр Канады.
Украинский кризис поддерживает намерения газовых производителей США в будущем как можно сильнее снизить долю «Газпрома» на европейском рынке. Министерство энергетики США проверяет заявки на экспорт сжиженного газа в Японию, Индию или ЕС, где цены на газ значительно выше, чем в США. Американские фирмы, желающие заняться экспортом газа, надеются, что более высокие объемы экспорта СПГ позволят поднять также внутренние цены на газ в США на уровень международных рынков. В таком случае, как внутренний, так и внешний рынки стали бы настолько рентабельными, что дополнительные инвестиции в местное производство газа окупили бы себя.
В данный момент наблюдается падение интереса американских фирм к добыче газа путем «фракинга», что обусловлено крайне низкими внутренними ценами на газ. Если будет выдано больше экспортных лицензий на СПГ, и, следовательно, поднявшиеся внутриамериканские цены на газ сделают добычу сланцевого газа рентабельной, то, в таком случае, американские газовые компании смогли бы начать обеспечивать СПГ и европейский рынок.

- Тем не менее США в вопросе выдачи экспортных лицензий для СПГ ведут себя крайне осторожно…

- Это обусловлено внутренней ситуацией в США. Планы американских газовых компаний вызвали в США резкую критику. С одной стороны, подняли тревогу защитники окружающей среды, опасающиеся, что газовый бум и непосредственно связанный с ним крайне спорный метод добычи – «фракинг» - несут в себе высокие риски для человека и природы. С другой стороны крупные концерны предупреждают о возможных ущербах для экономики США. Эти концерны сейчас активно используют дешевый газ для получения электроэнергии, используемой, в свою очередь, в энергетически затратном производстве. Дешевая электроэнергия дает толчок развитию пока еще не окрепшей внутренней конъюнктуры США. Таким образом, увеличение экспорта американского СПГ, негативно влияя на внутренние цены, ставит под угрозу внутреннюю конъюнктуру в США. По этой причине вовсе не удивительно, что правительство США действует крайне осторожно в вопросе выдачи экспортных лицензий для СПГ.

- Насколько реальна перспектива экспорта американского газа в Европу в обозримом будущем?

- Начнем с того, что до сих пор США не открыли серьезных заводов по производству СПГ. Чтобы они были готовы к экспорту хотя бы к 2018-2020 гг., необходимо начинать работу прямо сейчас. Так что, обеспечение Европы СПГ из-за океана, пока что, остается лишь пожеланием. Перед экспортом американского газа, стремящегося стать альтернативой российским поставкам, стоят две существеннейшие проблемы: время и деньги.
Таким образом зависимость ЕС от российского газа в краткосрочной и среднесрочной перспективах не может быть снижена лишь с помощью сжиженного газа из США. ЕС необходимо, как можно быстрее, начать поиск средне- и долгосрочных альтернатив российскому газу. Конечной целью является формирование «газового микса», основанного на импорте СПГ и газопроводных поставках, долгосрочных договорах и закупках на зарождающемся «спотовом» рынке. ЕС также необходимо максимально диверсифицировать географически своих поставщиков энергетического сырья.