Президент Вильсон. Расист или "человек своего времени"?
Можно ли осуждать расизм от имени мирового сообщества, когда ваш офис назван в честь расиста? По воле случая Управление Верховного комиссара ООН по правам человека занимает здание, которому в 1924 г. было присуждено имя Дворца Вильсона, в честь 28-го президента США Вудро Вильсона. Дворец был построен в 1875 г. в Женеве, на берегу озера Леман и представляет из себя особняк из 225 комнат.
Спустя столетие после того, как Вильсон содействовал мирному договору, подводившему итог Первой Мировой войне и участвовал в создании Лиги Наций – предшественницы ООН, – его позиции по правам человека, в частности по отношению к правам чернокожего населения Штатов, снова оказались в центре внимания.
С инициативой пересмотра проблемы старых демократических символов выступил Принстонский университет – одним из президентов которого был Вильсон. До Женевы – неофициальной столицы прав человека, дискуссия пока не дошла.
Кое-кто считает, что настало время разбить связь главного офиса прав человека с именем Вильсона, учитывая его «недопустимые» взгляды в отношении афро-американцев.
«Вильсон был расистом. Я думаю, что здесь не может быть никаких сомнений» – сообщает AFP Маргарет МакМиллан, историк Окфордского университета. «Тот факт, что (Дворец Вильсона) отведен под штаб квартиру прав человека – очевидное противоречие. Это один из несчастных случаев истории».
В 2015 году, группа чернокожих студентов из Принстона уже поднимала вопрос об уместности того, что престижная школа международных отношений, находящаяся под ведомством университета, также носит имя Вудро Вильсона.
Была создана специальная историческая комиссия, которая объясняла: даже провозгласив расовое равенство, Вильсон по факту остался реакционером, так как он поддерживал политику сегрегации федеральной администрации и окружил себя исключительно «белыми супрематистами».
«Мы не можем оправдывать Вильсона только тем, что он был человеком своего времени» – пишет в докладе комиссии Н.Д.Б. Конноли, историк университета Джона Хопкинса. Паула Дж.Гиддингс, представитель Колледжа Смита, подчеркивает, что в следствие его (Вильсона) позиции, расовая сегрегация «вырезана на сердце нации». Комиссия в конце концов решила оставить имя Вильсона для своего института, но призвала к «прозрачности в отношении ошибок и недостатков» бывшего президента.
Дань памяти Вудро Вильсону отдается по всему миру. К примеру, в Париже его именем названа одна из улиц. В Женеве, под боком у «Дворца Вильсона» высится роскошный «Отель Президента Вильсона». Признавая важный вклад американского президента в создание Лиги Наций, г-жа МакМиллан считает, что было бы более закономерным сделать Дворец Вильсона местом Конференции ООН по разоружению.
Во время интервью AFP в прошлом месяце, Верховный комиссар по правам человека Зейд Раад Аль Хуссейн отметил, что он «всегда был на стороне лучшего понимания истории». «Президент Вильсон, несомненно, был многогранным политиком» – говорит он. «Без него, вполне вероятно, могло вообще не быть Лиги Наций и соответственно ООН. Однако, любые про-расистские позиции предосудительны, особенно в свете сегодняшнего дня, но и в то время так же». Зейд Раад Аль Хуссейн напомнил, что имя Дворцу Вильсона присуждали швейцарские власти, и что здание по прежнему принадлежит Кантону Женева, так что изменение название находится вне компетенции ООН. Однако Верховный Комиссариат может предложить компромиссное решение, наподобие того, что приняла Принстонская комиссия, когда здание или организация сохраняет свое название, но в то же время, уведомляет общественность (например в форме мемориальной доски) перечислением предрассудков президента Вильсона.
Глава ассоциации Human Rights Watch, Кеннет Рот считает признание ошибок Видро Вильсона важной вехой. «Я думаю, что наиболее эффективное средство решить данную проблему – быть честными в отношении истории президента Вильсона, при этом не забывая о той роли, какую он сыграл в международной дипломатии».