Количество просителей убежища в Германии упало ниже отметки в 200 000
В политическом отношении эта цифра имеет большое значение: в 2017 году в Германии насчитывалось 186 644 запросивших убежища, сообщил во вторник 16 января федеральный министр внутренних дел, Томас де Мезьер. Она соответствует тому порогу, который требует Христианско-социальный союз (ХСС), баварский союзник Христианско-демократического союза (ХДС) Ангелы Меркель. Без изменения существующего права, стремление ХСС ограничить поток беженцев воплощается в жизнь. За два года число подавших прошение об убежище заметно сократилось: с 890 000 в 2015-м до 280 000 в 2016, и почти на 100 тыс. в 2017 – до уровня 2013 года.
В то же время, число депортированных составило 26 000 – на 2000 меньше, чем в прошлом году. Томас де Мезьер добавил, что сократились и показатели незакрытых дел, и длительность их рассмотрения. Равно как и в 2016-м, основной поток беженцев идет из Сирии (48 000), далее идут – иракцы (21 000), афганцы (12 000) и эритрейцы (9 5000). Среди беженцев также числятся и 8 000 турок.
Может ли снижение до символической отметки в 200 000 беженцев облегчить переговоры о создании будущего правительства? Данный вопрос является основой пересечения интересов ХДС и партии социал-демократов. Проект, представленный в пятницу 12 января в качестве отправной точки дискуссии, предусматривает несколько спорных моментов: сохранение лимита на въезжающих в страну между 180 000 и 220 000 человек в год и жесткие ограничения на условия воссоединения семей.
Просители убежища будет размещены в транзитных центрах в течение всего периода прохождения процедуры. В конце концов, такие страны, как Алжир, Марокко, Тунис и «другие страны, граждане которых имеют менее 5% шансов стать беженцами», должны быть признаны в качестве «безопасных стран».
Эти пункты вызвали упорное сопротивление левого крыла СДП, которое в принципе отказывается обсуждать вопрос ограничения числа беженцев и членов их семей. С уменьшением числа дел, возможно, более не потребуется количественно определять лимит на беженцев – говорится в тексте коалиционного соглашения. Однако внутри партии проблема остается крайне животрепещущей.
В то время как местные партийные филиалы объединились на этой неделе, молодежное движение СПД, «Юзос», целенаправленно противостоит соглашению и упрекает партию в попытке внедрить ограничения на въезд, что всегда являлось табуированной темой. Их голос будет учтен 21 января, во время дебатов, когда партия соберется на чрезвычайную сессию в Бонне для того, чтобы проголосовать за продолжение переговоров с ХДС.
Стимулы для возвращения
Сокращение числа беженцев – является приоритетом министерства внутренних дел. После закрытия «Балканского пути» и соглашения с Турцией, Берлин повысил число стимулов к возвращению людей в свои родные страны. До прошлого года, они ограничивались возмещением стоимости билета и выплатой пенсий кандидатам на депортацию.
С февраля 2017 года, каждый беженец, решивший вернуться домой, получает премию, которая может достигать 1 200 евро, если он с семьей – полагаются доплаты. В декабре министерство внутренних дел ввело дополнительные поощрения: к денежной премии добавились средства на покупку мебели и её аренду.
Эти меры адресованы прежде всего тем, чьи запросы об убежище были отклонены или находятся в состоянии рассмотрения. Они должны взять на себя обязательство не обжаловать вынесенное решение и не возвращаться в Германию. Специальная программа запланирована для мигрантов из Сербии и Черногории, имеющие мало шансов.
Стоит ли говорить, что данные программы вызывают острую критику в рядах ассоциаций помощи беженцам, которые их характеризуют как противоречащие принципу права на убежище.