У России и США сломался алгоритм отношений
20 января исполнится год с момента официального вступления в должность президента США Дональда Трампа. Итоги первого года его правления подводит генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов: "Мы разные периоды проходили в отношениях с Соединенными Штатами. Были времена и похуже, но сейчас сломался алгоритм отношений".
По словам эксперта, ранее Вашингтон жестко критиковал Москву, но после прихода каждого нового президента США быстро организовывалась встреча на высшем уровне, по итогам которой отношения несколько улучшались. "Сейчас мы видим, что через год после того, как Трамп пришел к власти, так и не было саммита, два президента встречались только на полях каких-то других мероприятий. Насколько я знаю, такой саммит даже сейчас и не планируется", - заявил Кортунов.
Отвечая на вопрос, почему так произошло, эксперт завил: "Особенность переживаемого момента заключается в том, что кризис в отношениях между Москвой и Вашингтоном совпал с очень глубоким, беспрецедентным за несколько десятилетий внутриполитическим кризисом в США. Сейчас американское общество расколото по целому ряду оснований. Кризис затрагивает очень много вопросов. В этих условиях, конечно, президент оказался "хромой уткой" буквально сразу после своего прихода к власти. Он был вынужден принимать те решения, которые он принимать не хотел, и об этом говорил достаточно откровенно. Например, когда он подписывал законопроект о новом пакете санкций в отношении России, он не преминул сказать, что сам считает это решение нецелесообразным, но вынужден принимать те решения, которые подготовил для него Конгресс".
По мнению Кортунова, решение о санкциях в начале июля прошлого года стали точкой перелома, когда стало ясно, что прорыва достичь не удастся: "Наши отношения будут сложными, трудными и в основном останутся отношениями соперничества, а не сотрудничества. Но мы не можем игнорировать Соединенные Штаты. Без американского участия целый ряд самых важных международных проблем не найдет решения. Но вместе с тем мы не можем идти и на односторонние уступки. Поэтому очевидно, что мы сейчас должны избрать другую тактику. Если не получается идти сверху вниз, от саммита к работе соответствующих ведомств, то мы должны идти снизу вверх. То есть мы должны искать точки соприкосновения, где можно достичь реального прогресса. Мы много говорим о расхождениях по сирийскому вопросу, но если посмотреть на сотрудничество российских и американских военных на юго-западе Сирии вместе с Иорданией и при некотором участие Израиля, то это сотрудничество развивается неплохо. Если посмотреть на взаимодействие России и Соединенных Штатов по таким вопросам как арктический регион, то здесь сотрудничество продолжается и приносит конкретный результат. Для нас первоочередная задача - не дать возможности окончательно развалить российско-американский режим по контролю над вооружениями. Важно, чтобы была договоренность о продлении договора СНВ-III и, конечно, сотрудничества России и Соединенных Штатов по проблемам нераспространения ядерного оружия - не дать разрушить ядерную сделку с Ираном и, по возможности, снизить уровень напряженность вокруг корейской ядерной проблемы".