Рохинджа не вернутся домой
Процесс возвращения беженцев рохинджа в Бирму не начнется в ранее определенный для этого срок. По этой причине, вся программа репатриации вызывает многочисленные дискуссии.
По соглашению, подписанному 23 ноября между Даккой и Нейпьидо, касающегося примерно 750 000 беженцев, осевших в Бангладеш, первые репатриации должны были состоятся «в течение двух месяцев». Самая крайняя дата – 23 января. Власти Бангладеш признали, что уложиться в срок пока не представляется возможным.
«Это невозможно физически. На настоящий момент, ни одна из сторон не готова к реальным подвижкам», – заявил агентству AFP Мухаммед Абул Калам, председатель департамента помощи беженцам и репатриации. Бангладеш должен, помимо прочего, построить транзитные центры и направить в Бирму список беженцев на утверждение. На другой стороне реки Наф – естественной границы между двумя странами – необходимая инфраструктура аналогично отсутствует.
Прежде, чем вернуть рохинджа, бирманцы должны «перестроить их дома, деревни, обеспечить их безопасность», – уточняет М. Калам, не называя при этом следующих сроков выполнения соглашения.
Прошлой осенью поток людей наводнил Бангладеш – одну из беднейших и густонаселенных стран мира, вызвав самый серьезный гуманитарный кризис в Азии начала XXI века. Более миллиона мусульман-рохинджа ныне находятся в огромных лагерях для беженцев, на юге страны. Около 688 000 из них, согласно последним данным статистики, начали покидать Бирму с конца августа 2017, спасаясь от военной кампании, которую ООН приравняло к этническим чисткам.
Эксперты и общественные организации с осторожностью смотрят на программу возвращения рохинджа. Они считают, что её условия не способствуют разрешению напряженности, существующей в штате Ракхайн (Бирма) между рохинджа и бирманцами-буддистами, и требуют, чтобы репатриации осуществлялись на добровольной основе.
Многие беженцы не намерены возвращаться в Бирму, откуда они принесли рассказы о массовых убийствах, коллективных изнасилованиях и поджогах деревень.
Обеспокоенность вызывает текущая ситуация Бирме, где сотни деревень рохинджа были разрушены солдатами демонстрантами-буддистами. Некоторые опасаются, что большая часть рохинджа так и останется в лагерях.
В заявлении, опубликованном в Твиттере в эти выходные, вооруженное повстанческое формирование, Армия спасения рохинджа Аркана, считает, что «незаконное и несправедливое предложение о возвращении» ведет к тому, что рохинджа будут заперты во временных лагерях, «вместо того, чтобы вернуться на земли своих предков».
Самое многочисленное население без гражданства в мире, лишившееся бирманской национальности в 1982 г., страдает от притеснения буддистского большинства Бирмы, составляющего 90% жителей. У них нет документов, они не имеют возможности путешествовать и вступать в брак без разрешения, не имеют доступа к рынку труда и социальным службам, в т.ч. школам и больницам.
«Сначала мы хотим, чтобы наши люди, проживающие в Бирме получили свои права, в первую очередь, паспорта, возможность молиться и свободно перемещаться – и тогда мы задумаемся о возвращении. Только в этом случае», – говорит 35-летний житель лагеря Нарулла Амин.
За тридцать лет, несколько программ возвращения рохинджа из Бангладеш в Бирму, уже были инициированы, однако они не остановили порочный круг насилий и изгнаний, достигший это раз критической точки.