Россия и Узбекистан. У истоков стратегического партнерства

Февральская встреча глав внешнеполитических ведомств России и Узбекистана продемонстрировала высокий уровень отношений между двумя государствами. Сергей Лавров и Абдулазис Камилов отметили, что прошлогодний апрельский визит президента Узбекистана Шавката Мирзиёева «стал переломным этапом» в новейшей истории российско-узбекской дипломатии. Мы попытались понять, в чём заключается особенность нынешнего этапа отношений, позволяющего говорить о нём как о переломном?

Период руководства первого президента республики Ислама Каримова считается временем, когда республика с большим скепсисом относилась к любой политической или экономической интеграции. Более того, в начале 2000-х Узбекистан имел репутацию непредсказуемого партнёра. С одной стороны он стремился поддерживать добрососедские отношения с Россией, с другой – вступил в ГУАМ[1], который страна покинула в 2005 г.

С ноября 2016 г. во главе государства стал Шавкат Мирзиёев, на протяжении 12 лет занимавший пост премьер-министра страны. Второй президент Узбекистана хоть и не принадлежал к оппозиции, однако имеет своё видение развития республики. Будучи технократом и сторонником жёсткого администрирования, Миризиёев стремится повысить эффективность всех без исключения государственных структур. Так, в августе 2017 г. была подвергнута критике прокуратура республики, которую пришлось полностью очистить от сотрудников, начавших работать при предыдущем главе государства. Самих прокуроров Мирзиёев назвал «ворами мусорной системы».

В январе нынешнего года стало известно о масштабах увольнений среди сотрудников Министерства Обороны Узбекистана. Об этом президент сообщил лично, в своем выступлении на заседании Совета безопасности в расширенном составе. Поводом для сокращений стала критика деятельности руководства Министерства, которое, по мнению президента, работало в основном старыми методами. По словам Мирзиёева, многие должностные лица в Министерстве обороны не оправдали оказанного доверия, показали себя пассивными и безынициативными, не в состоянии самостоятельно принимать решения и брать на себя ответственность.

Не менее громким стало недовольство Миризиёева отечественным бизнесом, который принудили к возвращению своих финансовых средств из-за рубежа. Президент призвал соотечественников, хранящих средства за границей, перевести их в Узбекистан и вкладывать в «строительство заводов и создание кластеров», заверив, что счета людей, хранящих сбережения в узбекских банках, глава государства проверять не позволит.

Иными словами, Шавкат Мирзиёев принялся «наводить порядок» в республике. И, по все видимости, это займёт не один год. Но для того, чтобы вплотную заняться внутриполитическими проблемами, необходимо достичь максимально благоприятной внешнеполитической обстановки. О стремлении укреплять дипломатические связи в Центральной Азии, основанные на взаимном доверии, президент заявил в сентябре на заседании Генеральной Ассамблеи ООН, а позже подтвердил в декабрьском выступлении перед парламентом республики. Особое внимание он уделил стратегическому партнёрству Узбекистана с Туркменистаном и Киргизией.

В парламентской речи были отмечены и достигнутые эффективные договоренности с Россией. Речь идёт о визите премьер-министра Дмитрия Медведева в ноябре 2017 г., в ходе которого был подписан пакет документов. В том числе соглашение между российской Федеральной службой по труду и занятости и Агентством по вопросам внешней трудовой миграции Узбекистана; меморандум между госкорпорацией «Росатом» и Академией наук Узбекистана о сотрудничестве в области использования атомной энергии в мирных целях; а так же рамочное соглашение о финансировании инвестиционного проекта «Строительство нефтеперерабатывающего комплекса в Джизакской области». Кроме того, Фондом реконструкции и развития Узбекистана и Газпромбанком договорились о создании узбекско-российского центра структурного финансирования. Таким образом, Мирзиёев позволил российскому бизнесу осваивать экономическое пространство республики, чего ранее не наблюдалось.

Первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин, отмечает: «Есть лучшие перспективы развития событий в послекаримовский период. Новый руководитель Узбекистана, очевидно, стремится к более тесным отношениям с Россией. Хотя здесь тоже есть свои пределы».

Очевидными успехами российско-узбекской дипломатии можно считать сотрудничество в сфере безопасности и регионального взаимодействия. Москва поддерживает инициативу Ташкента провести в марте текущего года международную конференцию по Афганистану. В свою очередь Узбекистан оказывает содействие России в рамках её деятельности в Совбезе ООН. Наконец, главами внешнеполитических ведомств был затронут вопрос о создании зоны свободной торговли на границе ЕАЭС и Узбекистана, обсуждение которого велось на встрече президентов Путина и Мерзиёева. Дело в том, что при нынешней ситуации товарам из Узбекистана сложнее оказаться на общем рынке Союза из-за высоких таможенных барьеров. Создание вышеупомянутой зоны может способствовать пошаговому интегрированию республики в общее экономическое пространство. В этом случае, актуальным станет вопрос и коллективной безопасности: самоопределение Узбекистана относительно ОДКБ.

 

[1] Переименованный в 2002 г. в ГУУАМ – «Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан и Молдавия» – организация за демократию и экономическое развитие, во многом ориентированная на преодоление экономической зависимости от России

Автор: Мамикон Бабаян