Грузия и Абхазия в поисках примирения
Февральское заявление министра иностранных дел Грузии Михаила Джанелидзе о стремлении официальных властей активизировать политику, направленную на примирение с Абхазией и Южной Осетией, не прошло незамеченным в абхазском обществе.
По словам главы внешнеполитического ведомства, готовится комплекс предложений, который будет способствовать качественному прорыву в деле налаживания грузино-абхазского диалога. В МИД Абхазии отметили, что на фоне непрекращающегося политического, экономического и гуманитарного давления, подобные заявления уже не раз звучали из Тбилиси.
Со времени принятия резолюции «Об основных направлениях внешней политики» в 2013 г., внешнеполитический вектор развития Грузии не претерпел существенных изменений. По-прежнему невозможно вступление республики в такие постсоветские межгосударственные политические, экономические и оборонные объединения, в которых доминирует Россия, как СНГ, ОДКБ, Евразийский и Таможенный союзы. На сегодняшний день европейский, североатлантический курс по-прежнему признается направлением, способным обеспечить безопасность страны и её устойчивое демократическое развитие.
Однако, за последние пару лет, в свете событий на Ближнем Востоке, войны в Сирии, напряжения в отношениях между Россией и США, заинтересованность Запада в более тесном партнерстве с Грузией заметно ослабла. Нынешняя ситуация принуждает обратить особое внимание на расширение двусторонних политических и экономических отношений с Азербайджаном, Турцией и Арменией. Азербайджано-грузинские отношения на протяжении многих лет поддерживаются на высоком уровне, Турция для Грузии остаётся надёжным экономическим партнёром. Стоит отметить, что и диалог с Арменией рассматривается с точки зрения взаимовыгодных политических и экономических отношений, а также бизнес-возможностей. Мартовский визит премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили в Ереван был посвящён сотрудничеству республик в сфере высоких технологий, в которой Армения заметно преуспела. В ходе визита премьер-министр посетил центр креативных технологий «Тумо» в Ереване.
Тем не менее, развитый банковский сектор, стабильный доход от транзита нефтегазовых ресурсов не могут быть единственными слагаемыми уверенного экономического роста. Сегодня экономика Грузии кратко может быть охарактеризована как стабильно постиндустриальная. Напомним, что в советский период Грузия была одной из наиболее процветающих республик СССР. Грузия имела развитую промышленность, причем машиностроение было более диверсифицировано, чем в других республиках Закавказья. Во всесоюзном разделении труда Грузия специализировалась на производстве угля, чугуна, стальных труб, удобрений, нефтепродуктов, электровозов, грузовых автомобилей, сборке самолетов и продовольствия. По всей видимости, правящие круги делают попытки возродить промышленный потенциал страны, ориентируясь на взаимовыгодное сотрудничество, как с многолетними партнерами, так и с экономиками стран, интегрированными в общее пространство ЕАЭС. Но для экономического «возрождения» необходимо восстановление прежних экономических связей, среди которых одну из ключевых ролей играет Абхазия, в советское время стабильно поставлявшая, посредством развитой инфраструктуры, необходимые сырьевые ресурсы. В Тбилиси существенной преградой на пути к данному диалогу традиционно называют Россию, которая «активно использует свои частные контакты».
Абхазия также заинтересована в установлении доверительных отношений между Сухумом и Тбилиси, так как деэскалация грузино-абхазского вопроса способствует разблокировке важных транспортных коммуникаций – аэропорта в Сухуме, автомобильных дорог, Транскавказской железной дороги, морских портов. Это окажет ощутимое благоприятное влияние на экономику Грузии, Абхазии, Армении, и тем самым расширит дорожную карту региона. Однако Абхазская сторона настаивает на сохранении посреднической роли России в вопросе урегулирования проблемы, так как официальный Тбилиси не даёт согласие подписать Соглашение о невозобновлении военных действий. Помощник министра иностранных дел Абхазии Ираклий Тужба заявил: «К сожалению, на практике мы сталкиваемся с ситуацией, когда по итогам подобных заявлений не происходит реального изменения политики Грузии по отношению к нашим гражданам, что существенно затрудняет процесс урегулирования конфликта в целом. Более того, Грузия не прекращает попытки международной изоляции нашей республики в политической, социально-экономической и гуманитарной сферах». В этой связи характерен инцидент, произошедший в Чехии, на пражской международной туристической выставке, где Абхазия была представлена в качестве нового туристического маршрута. Посольство Грузии попыталось воспрепятствовать работе абхазского павильона. На это событие немедленно отреагировала Общественная палата Абхазии, заявив что «грузинские власти не готовы проявить политическую волю и начать процесс нормализации грузино-абхазских отношений».
Добавим, что разрабатываемый комплекс мер, прежде всего, должен учитывать государственный статус Абхазии (суверенитет которой признан Россией), а также гарантировать её безопасность. Ключевым шагом в данной процедуре может стать отмена дискриминационного закона «Об оккупированных территориях», введенного в период президентства Михаила Саакашвили, который устанавливает уголовную ответственность за посещение Абхазии и Южной Осетии.
Автор: Мамикон Бабаян