Лувр в Тегеране. Культурная дипломатия
Французское агентство АFP докладывает: 5 марта жители Тегерана стали свидетелями беспрецедентного события. В столицу Исламской Республики впервые в истории приехала выставка из парижского Лувра.
Среди пятидесяти привезенных экспонатов: египетский сфинкс, которому 2400 лет, бюст Марка Аврелия, рисунок Рембрандта и пейзаж Камиля Коро. Примечательно, что ранее ни один из западноевропейских музеев не демонстрировал иранской публике такого многообразия шедевров. Данный щедрый жест со стороны главного музея мира объясняется намерением Франции «укрепить исторические связи, которые связывают её с Ираном», несмотря на всю сложность их отношений, особенно в вопросах политики и безопасности.
Выставка ознаменовала собой завершение двухлетней работы договора о франко-иранском культурном взаимодействии, подписание которого состоялось во время визита Хасана Рухани во Францию в январе 2016 года. Один из кураторов, Джудит Энон, объясняет: «Идея выставки состояла в том, чтобы познакомить иранцев с Лувром, поэтому мы отобрали те экспонаты, которые дают общее представление о музее, с сего скульптурами, древностями и картинами. Хронология предельно широка, мы представили, в том числе, и объекты современного искусства, и те произведения, которые совсем недавно поступили в коллекцию».
В понедельник, на открытии представлении экспозиции в Национальном музее присутствовал министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан. «Хочу подчеркнуть прочность того культурного диалога, который соединяет Францию и Иран, в этом я глубоко убежден. В бурном океане международных отношений, культурная дипломатия является тем маяком, свет которого мы вместе должны поддерживать» – заявил Ле Дриан во время церемонии. Впрочем, его иранский коллега, Мохаммад Джавад Зариф, которого также ждали, придти не соизволил.
В XIX веке Иран был предметом спора в так называемой «Большой игре» между Британской и Российской империями, которые боролись за влияние в Персии. В то же самое время, французы получили полную монополию в местных археологических раскопках. В этой сфере они царствовали вплоть до конца века, причем до такой степени, что само управление иранскими древностями было создано французом, в 1930 г. «В то время как британцы искали здесь нефть, мы занимались археологией. Тогда две страны имели в Иране имперский интерес, а мы делали намного более бескорыстное дело» – отмечает дипломат.
«Отношения Франции и Ирана имеют долгую и глубокую историю, поскольку Франция была первопроходцем в исследовании археологического наследия, в частности древнего города Сузы» – рассказывает президент Лувра Жан-Люк Мартинез. До Исламской революции 1979 года, Франция поддерживала крепкие связи с Ираном. Законченный в 1938 году, Иранский национальный музей был построен под началом французского архитектора и археолога Андре Годара.
По иронии судьбы, выставка открывается в момент дипломатической турбулентности между двумя странами. Ле Дриан приехал в поисках «открытого и требовательного диалога» по вопросам баллистических ракет и региональных амбиций Ирана, которые он сам называл «гегемонистскими». Практической целью переговоров была защита иранской ядерной программы 2015 года, которой угрожают Соединенные Штаты. Однако министр стал объектом уничтожающей критики со стороны ультраконсервативной иранской прессы.
Хотя европейское сообщество и предъявляет к Ирану претензии в экстремизме, культурный аспект франко-иранских отношений, кажется, позволяет говорить об их позитивной стороне. Это подтверждают и экономические успехи. На иранский рынок возвращаются такие компании, как «Пежо», «Рено» и «Тоталь».
Выставка продлится до 8 июня. Те, кто в этот период не собираются в Тегеран, могут посмотреть изображения на сайте информационного агентства Исламской республики.