Легалайз Талибана. Возможно ли?

Безопасность Центральной и Южной Азии не в последнюю очередь зависит от безопасности в Афганистане. Соответственно, любые интернациональные мероприятия по разрешению уже 40 лет не прекращающегося афганского конфликта поддерживаются всеми без исключения странами, граничащими с Исламской Республикой. В конце марта текущего года в Ташкенте прошла конференция, на которую съехались региональные лидеры и представители государств, небезразличных к афганскому вопросу. Среди таковых: глава европейской демократии, Федерика Могерини, и замгоссекретаря США по политическим вопросам, Томас Шэннон. На встрече также присутствовали министр иностранных дел Турции, государственный министр иностранных дел Индии, заместители министров иностранных дел КНР, Саудовской Аравии, спецпредставитель генсека ООН в Афганистане, Тадамичи Ямамото.

Конфликт в Афганистане усугубляется. Главный аспект вопроса внутренней безопасности, – конечно же, присутствие в стране боевиков ИГ. Отмечается, что террористическая организация уже имеет базы на востоке провинций Нангархар и Кунар, а также распространяет свое присутствие на три северные провинции, граничащие с Туркменистаном. Выступая в Ташкенте, президент Афганистана Ашраф Гани отметил, что на данный момент численность боевиков ИГ в республике составляет около 2 тыс. человек. Заметно присутствие группировки увеличилось в 2016-2017 гг., после её военного поражения в Сирии. Очевидно, что привыкшие жить и зарабатывать за счёт войны и насилия преступники попытаются всеми силами продолжить свою террористическую деятельность. Именно поэтому Афганистан становится весьма привлекательным регионом, так как война между правительством и движением «Талибан» (в 2003 г. признанное мировым сообществом террористической организацией) не завершена. Прошедшим сирийскую войну террористам, обладающим высокой военной подготовкой, не составит труда при благоприятных обстоятельствах начать очередную войну. Налаживание контрабандного наркотрафика обеспечит группировку достаточным финансированием.

В последние годы Талибан стал менее централизованной структурой, объединяющей разрозненные формирования и племена, которые примыкают к движению в зависимости от ситуации. Таков результат американской военной компании 2001 г.

Участники конференции согласились, что необходимо не допустить «ренессанса» ИГ на территории Афганистана, в том числе не допустить слияния террористических организаций. Ранее лидер Талибана Ахтар Мансур (убитый в 2016 г.) выступал против объединения с ИГ, так как не разделял стремления создать всемирный халифат. В виду данного обстоятельства на конференции прозвучал… призыв к талибам о переговорах с официальными властями. Диалог был предложен, исходя из действующей ситуации на местах. Талибы контролируют около 4% территории страны, 14 из 398 районов находятся под их полным управлением. В тоже время на сегодняшний день террористы не обладают теми силами, благодаря которым в 1996 г., им удалось взять Кабул. В последние годы Талибан стал менее централизованной структурой, объединяющей разрозненные формирования и племена, которые примыкают к движению в зависимости от ситуации. Таков результат американской компании 2001 г, Таким образом, для нынешнего Талибана отсутствие единой позиции само по себе осложняет ведение переговоров с правительством.

Начало прямых переговоров между сторонами афганского конфликта возможно, их Кабул добивается с 2010 года. Дошло до того, что власти Афганистана заявили о возможности признания террористического движения политической силой. Об этом Ашраф Гани заявил в конце февраля этого года, тем самым выразив свою готовность допустить участие талибов в предстоящих парламентских выборах.

Несмотря на то, что представители группировки не принимали участие в конференции, начало прямых переговоров подразумевает отказ соперников от продолжения конфронтации. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев заявил о готовности Ташкента предоставить площадку для переговоров.

Политика прежнего руководства Афганистана, которая заключалась в том, чтобы, поддерживая локальные бандформирования или кланы, обеспечивать безопасность на местах, очевидно, не имеет перспективы. Для начала правительству и талибам необходимо отказаться от каких-либо предварительных условий. В тоже время Кабулу будет необходимо рассмотреть возможность привлечения вчерашних боевиков к отправлению должностных полномочий в структурах исполнительной власти, а также дать гарантии не преследовать бывших лидеров группировки. Кроме того, под большим вопросом остаётся вывод иностранных войск из Афганистана, на чём настаивает Талибан.