Мифология идеальной красоты

Язык – это насыщенная знаками живая система, где происходят активные процессы. Сегодня внутри медиа очень актуальна тема бодипозитива[1]. Феминизм в современных реалиях не только переосмысляет сам себя, но и старается разрешить многие социальные конфликты и продолжает влиять на современные медиа. Каким же образом меняется языковая реальность, связанная с темой красоты и почему с понятием «идеал» лучше быть предельно аккуратными?

В некоторых журналах и на женских сайтах до сих пор встречаются заголовки и статьи, которым, к сожалению, не хватает эмпатии. Например, «Идеальная внешность за 3 операции», «Как создать идеальное тело», «Идеальные формы женщины глазами мужчины», «Чего хотят идеальные женщины?», «Как сделать своего мужчину идеальным» и так далее. В текстах, где играют с понятиями всеобщего идеала, часто эксплуатируется человеческая красота, она сильно обуславливается. «Хочешь быть красивой? Приходи на пластику», «Хочешь стать крутым? Купи карту в элитный фитнес-клуб», «Тебе больше не нужна хирургия, ведь есть новая безболезненная процедура». Возглавляет оценочные высказывания фраза «красота требует жертв». Где тот беспощадный бог красоты, который собирает свою дань?

Понятие идеала – форма, содержание которой относительно.

На протяжении истории художники, мыслители, деятели культуры предлагали разные понимания того, что такое красота. Важными понятиями стали гармония и симметрия. Культура воспела множество образов женщин. Благодаря полотнам художников и работам скульпторов мы знаем античных плодородных богинь, египетских властных цариц, аскетичных средневековых принцесс, пышных и расслабленных дам эпохи Ренессанса, активных женщин Нового времени и многих других. Сегодня место картин занимают фотографии, которые высвечивают некие тенденции и предлагают нашему взгляду новые образы.

Очевидно, что все знакомые «эталоны красоты» конструируются. Это удивительная игра образов, в которой нет универсального идеала. Понятие идеала – форма, содержание которой относительно и постоянно меняется. Именно поэтому использование абстрактных заголовков продолжает вызывать критику у современной аудитории. Если такой подход к подаче материала может провоцировать потерю доверия, почему бы не отказаться от пустых выражений? Остается открытым и этический вопрос многих процедур в индустрии красоты.

Сегодня человек, который наслаждается благами цивилизации, не только пресыщается, но и становится более избирательным. Нет необходимости создавать большие мифы про идеал, поскольку ценится свобода выбора и честная польза. Богатый русский язык умеет репрезентировать выбор. Можно освободить понятие красоты от довольно жестокой мифологии и подавать услугу прозрачно. В таком случае высказывание, рекламное сообщение становится лишь посредником между субъектом и объектом и освобождается от манипуляции. А выбор при желании делает сам человек.

Стоит отметить, что в этом дискурсе тема с внешнего перешла на внутреннее и стали больше писать о личном счастье и здоровье. Актуален разговор про индивидуальную красоту. Эксперты помогают найти людям свой стиль, чтобы преобразиться и сориентироваться в выборе вещей и косметических продуктов. Большое значение приобрели некоторые блогеры и революционеры моды, которые рушат мифы идеального и пытаются ломать жесткие вертикали супербрендов. Бодипозитивные и социально ориентированные тенденции зримо улучшают и качество услуг в индустрии, и указывают на то, что человек является субъектом. Логично, что язык отражает это отношение, выдает новые слова и отказывается от неэффективных, устаревших.

Слово «идеал»  опасно тем, что может отчуждать нас от живого восприятия другого человека.

Мифы – часть человеческого сознания, которую трудно рационально объяснить. Миф организует жизнь древнего человека, запускает ритуал. Сегодня миф о красоте тоже обладает силой, которую можно по-разному использовать. Есть ли сегодня идеал? Ведь мы давно не мыслим в таких категориях. И на обложках мировых журналов появляются люди с разной внешностью. Слово «идеал» в вариантах исполнения опасно тем, что может отчуждать нас от живого восприятия другого человека. Это тот случай, когда подлинное не видится, а символическое навязывается в качестве главного. Именно поэтому в текстах, посвященных теме красоты, просится больше великодушия и меньше жесткого, оценочного взгляда, ведь мир полон многообразия. А красота остается тайной, которая притягивает, вызывает интерес.

Во всем мире живут миллиарды людей, у которых неповторимая внешность, индивидуальный образ жизни, особенные сочетания личных и коллективных ценностей, свои истории любви, понятия о счастье и так далее. Понятие о красоте в мировой культуре и сегодня очень относительно. Если социум будет принуждать и женщин, и мужчин к достижению какого-то идеала, давить на самооценку, то увеличатся ли счастье и радость в их жизни?

С одной стороны, понятно, что полезно и нормально ухаживать за собой, заботиться о здоровье и внешности, с другой – без мудрости даже эта забота может превратиться в пытку и очередные оковы. Именно поэтому важны язык и осознанность. Как мы говорим о красоте? Что мы понимаем под ней? И какой он – наш взгляд на себя и другого?

В племени падаунгов, в Мьянме, женщины с пятилетнего возраста до сих пор носят на шее медные кольца, которые на самом деле деформируют плечевую зону. Их никто не спрашивает в детстве, нравится им это или нет, просто есть обычай и мифология. По легенде племя падаунгов произошло от союза ветра и беременной драконихи. Она родила их народ из большого кокона, когда радовалась кружащему ветру. Племя чтит память о кружении ношением медных колец. Другая версия говорит, что кольца защищают от укусов тигра. Третья история связана с хранением драгоценных металлов. Женщины в медных кольцах, причина ношения которых до конца неясна им самим, считаются красивыми и статусными. Сегодня на них глазеют туристы, то есть это ещё и бизнес.

В данной истории миф сильнее выбора человека, он занимает главенствующую роль в сознании. Можно ли говорить о личной позиции и свободе в данном случае? Вряд ли. Есть некий ритуал, который повторяется из поколения в поколение и поддерживается общей верой. И нельзя не сказать, что в этой мифологии в «красивые» оковы снова заключена женщина.

Сергей Шнуров один из немногих артистов, который умеет производить творческий продукт, снимающий социальное напряжение.

В культуре, где текст, визуальный образ и интернет занимают большое место, все-таки у человека еще есть выбор самостоятельно решить, что для него красота. А в местах, где слишком сильна власть обычая, ее мифология даже не поддается критике и выбора у человека почти нет.

В российской массовой культуре на тему современной красоты есть свои сильные высказывания. Например, клип группы «Ленинград» «Сиськи» набрал 64 миллиона просмотров только на YouTube и стал дико популярным. Почему? Авторская гипотеза ответа на этот вопрос, звучит так: Сергей Шнуров один из немногих артистов, который умеет производить творческий продукт, снимающий социальное напряжение. Он фиксирует социальный феномен – увлечение пластической хирургией ради успеха в жизни. Мир преображается: «В нем станет больше красоты, // И засияют, словно стразы улыбки и сведут мосты, //Сойдутся наши берега, ты станешь мне родным и близким, //Растает лед, сойдут снега, // И санкции отменят тут же, //Придет тепло, исчезнет стужа». Ироничная, веселая подача этой темы, а также грандиозные концерты разряжают искусственно обостренные социальные настроения.

В завершении отметим: язык связан с мышлением. Поэтому со словом «идеал» лучше быть осторожными и внимательными, поскольку он создает возможности для манипуляции. Стремясь к символическим образам красивого, можно разочароваться. А жизнь невозможно закрепостить в слова, ее только жить, только жить.

автор: Адель Яппарова

 

[1] Феминистское движение против навязанных стандартов красоты.