В Сочи закрылся 29 открытый российский фестиваль «Кинотавр»
В Основном конкурсе больше всего призов собрал фильм режиссера Натальи Мещаниновой «Сердце мира»: Гран-при и приз им. Даниила Дондурея от Гильдии киноведов и кинокритиков России вручены самой Наталье Мещаниновой, а награда «За лучшую мужскую роль» – Степану Девонину.
Две награды у картины «Подбросы»: «За лучшую операторскую работу» отмечен Денис Аларкон-Рамирес, «За лучшую женскую роль» – Анна Слю.
Лучшим режиссером назван Григорий Константинопольский за фильм «Русский бес». Приз им. Григория Горина «За лучший сценарий» в этом году получили Авдотья Смирнова, Анна Пармас и Павел Басинский, фильм «История одного назначения».
Специальный диплом им. Микаэла Таривердиева «За музыкальное решение фильма» достался Леониду Десятникову и Алексею Сергунину, картина «Ван Гоги», режиссер Сергей Ливнев. А Специальный диплом жюри – Марте Козловой с формулировкой «За создание пронзительного образа войны глазами ребенка в фильме Алексея Федорченко «Война Анны».
В конкурсе «Кинотавр. Короткий метр» лидировала картина «Календарь», режиссер Игорь Поплаухин. А награду в конкурсе «Кинотавр. Дебют» поделили режиссеры Владимир Битоков, снявший фильм «Глубокие реки», и Александр Горчилин за картину «Кислота».
Победители празднуют, зрители смакуют послевкусие от просмотра лучших российских фильмов, а организаторы «Кинотавра» уже сделали первые вывод и начинают думать, каким будет следующий 30-й, юбилейный «Кинотавр». Об этом мы и просили члена отборочной комиссии «Кинотавра» Викторию Белопольскую.
– Виктория, чем отличался нынешний фестиваль от прошлогоднего?
– Отличие было заложено уже в программе: к двум традиционным конкурсам «Кинотавра» добавился третий – конкурс Дебютов. Он когда-то был на «Кинотавре», потом его отменили и прежде всего потому, что выбирать было не из чего. А в этом году впервые за много лет набралось невероятное количество сильных дебютов. И мы решили, пусть снова будет дебютный конкурс. И фестиваль показал, что мы не ошиблись. Конкурс дебютов оказался даже интереснее, чем основной. Вдруг выяснилось, что фильмы дебютантов говорят о стране и ее кинематографе больше и красноречивее, чем картины профессионалов, представленные на основном конкурсе. Все увидели, что появилось новое поколение молодых режиссеров. А картины, отобранные для этой программы, сняты людьми в возрасте до 30 лет. Они совершенно иначе мыслят, у них другая степень насмотренности, они глубже погружены в мировой культурный контекст.
И есть ли уже какие-то мысли про следующий, юбилейный «Кинотавр»?
– И они тоже связаны с новым конкурсом дебютов. Я думаю, фестивалю захочется оставить его и на следующий год. Поколения меняются в нашем кино, между ними очень большая разница. И не представить это на главном национальном фестивале просто невозможно. Но нововведение перегрузило работу фестиваля, вместо двух больших конкурсов провели три. Конкурс дебютов потребовал столько сил и времени, что их почти не осталось на круглые столы, встречи режиссеров с критиками. В результате ушла аналитическая составляющая «Кинотавра». И задача фестиваля следующего года – найти золотую середину между достойной подачей картин на трех больших конкурсах и аналитической составляющей фестиваля. От нее никак нельзя отказываться, ведь где же еще говорить и думать о российском кино, как не на «Кинотавре».
Автор: Людмила Привизенцева