Ушла из жизни актриса Тамара Дегтярева
В четверг, 9 августа, ушла из жизни актриса театра «Современник» Тамара Дегтярева, народная артистка РФ, лауреат Государственной премии СССР, педагог ВКИГ.
После окончания Щепкинского училища Тамару Дегтяреву пригласили в ТЮЗ и сразу на роль Джульетты. Через пять лет она перешла в «Современник», где и работала до последнего времени.
На сайте театра написано:
«У нас грустная, очень печальная новость. Сегодня скончалась Тамара Васильевна Дегтярева, наша коллега, товарищ, партнер. Ее не стало на 75-м году жизни. Болезни, с которыми она мужественно боролась, все же победили. Невероятно талантливая, мудрая, остроумная, Тамара Васильевна была частью нашей общей души … Тамара Дегтярева не могла жить без театра, без зрителя. И будучи прикованной к инвалидному креслу она продолжала играть. В творческом списке Тамары Васильевны почти 40 театральных ролей, столько же в кино». Среди них – больше эпизодических, не первого плана. Телезрители наверняка помнят ее Агату в советском сериале «Вечный зов», а театралы – Евдокию в спектакле «Времени женщин». Эту роль актриса играла даже после ампутации ноги, в инвалидной коляске.
Несколько лет назад Тамара Васильевна дала интервью нашему обозревателю Людмиле Привизенцевой. Публикуем короткий отрывок из него.
Все дни рождения, свадьбы, рождения детей и, увы, поминки мы проводим только в театре…
– Раньше я могла прибежать за полчаса до спектакля, быстро загримироваться и скорее на сцену. Этого хватало, чтобы войти в роль. Главное, чтобы меня никто не отвлекал разговорами и проволочками. На меня сердились все гримеры и костюмеры. Мне казалось, что они медленно работают. Я их всегда торопила. Сейчас я прихожу за несколько часов, нужно забиться в свой уголок, затаиться там и колдовать с гримом, с костюмом. Примерки, как и раньше, ненавижу – эти ужасные булавки, прикидки. Такое мучение происходит не один и не два раза. Я люблю, когда костюм уже готов, сразу его надеваю и сажусь, чтобы было понятно, быстро мнется или нет. Не люблю, когда быстро мнется, всегда прошу поменять ткань.
– Моим любимым местом в театре всегда был репетиционный зал. Я вообще больше люблю репетировать, чем потом спектакли играть. На репетиции можно попробовать то и это, сделать паузу, что-то предложить. Именно здесь проделываешь всю работу над ролью. В репетиционном зале спектакль существует определенное время, иногда долго, иногда недолго. В последнее время период работы в репетиционном зале стал совсем коротким.
Самым трудным для меня спектаклем были «Бесы», его поставил в Современнике Анджей Вайда. Он говорил: «У меня есть план, проект. А у вас есть Достоевский, с которым вы связаны на генетическом уровне. Разве могу я вам что-то раскрыть в Достоевском? Скорее, вы мне что-то объясните».
Со времени постановки «Бесов» у меня появилась привычка обязательно перед спектаклями читать свои роли. Я помню их наизусть, но если не пробегу глазами, мне неспокойно. И потому я кладу текст на столик за сценой. Если забыла в гримерной, бегу назад, сколько бы времени не осталось до начала спектакля. Если текст моей роли лежит рядом за кулисами, я точно знаю, что сыграю хорошо.
После спектакля мне надо помолчать какое-то время. Сейчас нет толп благодарных зрителей на служебном входе. Хотя один-два человека всегда ждут и просят автограф. Так, однажды зритель попросил написать на программке фразу: «Пешеходу из Владивостока». Оказалось, что у него такое хобби – во время отпуска ходить пешком в разные города. В тот отпуск он пришел в Москву.
– В каждом театре два буфета: актерский и зрительский. В старом «Современнике» у артистов большей популярностью пользовался зрительский. В нем продавали шампанское и коньяк, и некоторые артисты выбегали туда после завершения антракта и подкрепляли силы рюмочкой коньячка. А чего бояться: зрители ведь не увидят, они все в зале сидят! Нынешние молодые почти все за рулем, им нельзя…
Сейчас в буфете «Современника» готовят потрясающие пирожки из песочного теста, маленькие, с мясом или повидлом, и кофе варят отличный. А какие там готовят столы на наши посиделки! Все дни рождения, свадьбы, рождения детей и, увы, поминки мы проводим только в театре.